Провидение

31
Октябрь
2012

Кальвин, Жан (1509–1564) – тематическая подборка текстов из комментариев Кальвина (новый перевод и тематическая подборка текстов – Иосиф Арутунян).

1. ПРОВИДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Господь – Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться…» (Пс. 22:1–4, 6).

Бог нежно влечет нас к Себе посредством благих даров, которые мы получаем от Него, даруя нам возможность вкусить сладость Его отцовства; но как же легко мы забываем о Нем, когда наслаждаемся сытой размеренной жизнью. По этой причине нам следует обратить самое пристальное внимание на пример, оставленный нам Давидом. Сей муж, взошедши на царский престол, обладая огромным богатством и почетом, окруженный со всех сторон удовольствиями царской жизни, свидетельствует о том, что он помнит Бога и не забывает о благах, которые Господь ему даровал. Эти блага были для Давида своеобразной лестницей, по которой он мог взобраться ближе к Богу.

Используя образ пастуха, Давид славит Бога за Его заботу; он говорит, что Божья забота о тех, кто принадлежит Ему, подобна заботе пастуха о вверенном ему стаде овец. В Библии Бог часто выступает в роли пастыря, что мы должны воспринимать как особое выражение Его любви к нам. Такой способ Его самовыражения отражает смирение и нетребовательность и производит на нас глубокое впечатление, так как ради нас Бог готов снизойти на наш уровень и посредством такого удивительно нежного и сокровенного призыва привлекать нас к Себе, дабы мы могли пребывать в безопасности и спокойствии под Его защитой.

Однако следует отметить, что Бог является пастырем лишь для тех, кто осознает собственную немощь и зависимость от Него, а также понимает необходимость Его руководства; ведь именно такие люди добровольно пребывают в Божьем стаде и подчиняются Его руководству. Давид, обладая огромной властью и богатствами, открыто признавал, что является овцой Божьего стада, а потому нуждается в Боге как в своем пастыре. Что же в таком случае произойдет с нами, чья порочность отражена в хаосе нашей жизни, если мы не будем находиться под руководством этого Пастыря?

Более того, мы не должны забывать, что наше величайшее счастье заключается в Божьем руководстве в нашей жизни, в пребывании в тени Его крыл, дабы Его провидение обеспечивало нашу безопасность.

«Он водит меня к водам тихим». Под выражением «воды тихие» Давид подразумевает мирное течение реки, так как овцы не могут пить воду из бурных потоков, которые зачастую представляют для них опасность… Давид снова подчеркивает, что от глаз Небесного Пастыря не скрыто ничто, способное лишить счастья людей, о которых Он заботится. Бог никогда не оставляет Своих верных; Он поддерживает их Своей силой, насыщает, укрепляет, хранит от всякого зла, дабы они могли безопасно ходить мирными путями.

«Направляет меня на стези правды (праведности)». Это выражение подразумевает простые и прямые пути. Так как Давид продолжает развивать предшествующую метафору, было бы неправильно считать, что в данном случае речь идет о руководстве Святого Духа. Ранее Давид отметил, что Бог по Своему благоволению дарует ему все необходимое для жизни, а теперь он добавляет, что Бог защищает его от всякого зла.

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня». Верные, пребывающие в безопасности под защитой Бога, тем не менее сталкиваются с различными трудностями и опасностями. Продолжая развивать метафору пастыря, Давид сравнивает Божье заботливое руководство верными с жезлом и посохом пастуха. Когда овца в ночное время идет по долине, только присутствие пастыря спасает ее от нападений диких животных или других несчастных случаев. Давид не хвастает собственным бесстрашием, а, скорее, пытается показать, что смело последует за своим Пастырем, куда бы Он ни повел. А теперь, когда Бог явил Себя нам Пастырем в личности Своего единородного Сына несравненно лучше, чем отцам под законом, мы не сможем ценить Его защиту подобающим образом, если наше внимание не будет сосредоточено на Нем, благодаря чему мы преодолеем все наши страхи.

«Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». На чем была основана уверенность Давида в том, что Божья благость и милость будет всегда пребывать с ним, как не на обетовании, согласно которому Его блага принадлежат только верующим людям, дабы эти блага не попрали те, кто совершенно не осознает их ценности? Ибо когда Давид ранее сказал, что даже пред лицом самой смерти будет всецело полагаться на Божье провидение, он тем самым четко показал, что не зависит от внешних обстоятельств и не оценивает Божьи блага посредством органов чувств. Лишившись любой земной поддержки, Давид сохранил веру – его вера устояла, так как была полностью укоренена в Божьем Слове.

Последние слова псалма ясно показывают, что Давид не зависел от земных удовольствий или удобств, но взирал на небеса как на превосходящую все остальное конечную цель его жизни. Давид прямо говорит, что для него наивысшим дарованным Богом благом является пребывание в доме Господнем.

«Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.

С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих».

«Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.

Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею».

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя»

(Пс. 32:12, 13, 16, 17, 22, подборка стихов согласно Кальвину)

…Нет практически никакого смысла говорить о непреложности Божьего замысла, если мы не относим его к собственной жизни. Поэтому пророк провозглашает, что все, кого Бог берет под Свою защиту, благословенны, так как Божий замысел не сокрыт от них, и это на практике проявляется в том, что церковь находится в безопасности (сохранности). И поэтому мы понимаем, что не те, кто относится к Божьему могуществу с безразличием, но те, кто связывает его со своими непосредственными нуждами, обладают истинным познанием Бога как Кормчего мироздания.

Действительно, когда псалмопевец говорит: «Если Господь есть Бог наш», он тем самым указывает на Господа как на источник Божественной любви к нам и утверждает, что мы можем быть счастливы только в Боге. Таким образом, в одну фразу Давид вместил все то, о чем мы только можем просить, дабы прожить счастливую жизнь. Божье попечение о нашей безопасности, когда Он, подобно птице, согревает нас в сени крыл Своих, заботится о нас, дарует нам все необходимое для жизни, считает нас заслуживающими Его помощи в трудные времена, – все это укоренено в том, что Он усыновил нас. И дабы никто не подумал, что мы обладаем таким великим множеством благ благодаря нашему уму и предприимчивости, псалмопевец подчеркивает, что эти блага проистекают из источника безусловного избрания, благодаря которому мы становимся Божьим народом.

Люди бездумно искажают смысл этого стиха, пытаясь приписать людям то, что, по словам пророка, принадлежит Богу. Как если бы люди избрали Бога себе в наследие! Я признаю, что отличить истинного Бога от идолов можно только верою; но в то же время мы должны твердо придерживаться следующего принципа: не могло быть никакого общения между нами и Богом, если бы Он вначале не явил Себя нам по Своей благодати.

«С небес призирает Господь». Псалмопевец продолжает развивать тему предшествующего стиха. Обстоятельства, в которые попадают люди, возникают не по воле случая. Бог невидимо для нас руководит всем происходящим в мире. Поэтому псалмопевец прославляет бдительность Бога, дабы мы научились взирать на Божье незримое провидение глазами веры. Ведь несмотря на то что доказательства Его заботы постоянно окружают нас повсюду, большая часть человечества слепа, люди изобрели идею слепого шанса, который соответствовал бы их слепоте. Чем больше Бог изливает на нас Свою благодать, тем меньше мы обращаемся к Нему, вместо этого сосредотачивая внимание на вещах этого мира.

Пророк осуждает пренебрежительное отношение людей к Богу. Ибо невозможно нанести Богу большего оскорбления, чем представить Его Богом, Который не вмешивается в дела людей, праздно пребывая в небесах. Такое отношение подобно погребению Бога в могиле! Ведь как Бог может быть живым Богом, если Он ничего не видит и ни о чем не заботится? Используя далее выражение «царский престол», пророк показывает насколько абсурдно и глупо лишать Бога разума. Он показывает, что небеса представляют собой не дворец для праздных удовольствий, как считали эпикурейцы, но царский престол власти, восседая на котором Бог владычествует во всех без исключения областях этого мира. Если Бог установил Свой престол в небесном святилище, дабы править вселенной, то из этого следует, что Он ни в коей мере не игнорирует земные дела, но управляет ими в высшей степени разумно и мудро.

«Не спасется царь», и далее. Жизнь человека может находиться в безопасности благодаря не его собственным усилиям, но милости Бога. Причина, по которой упоминаются цари и исполины, заключается в том, что, по мнению этих людей, они не имеют ничего общего с судьбой простых смертных и неуязвимы для копья и стрелы. Сталкиваясь с определенными затруднениями в своей жизни, они верят, что с легкостью выйдут из сложившегося положения. Будучи опьяненными уверенностью в собственных возможностях, такие люди практически не в состоянии помнить о том, что они смертны; их гордость укрепляется глупым восхищением толпы, благоговеющей пред их властью. Но если возможности царя не позволяют ему чувствовать себя в безопасности, а исполин собственными усилиями не может предотвратить опасность, то простому смертному бессмысленно полагаться на земные богатства, забывая о Божьем провидении. Нет ничего более ненадежного и шаткого, нежели положение как сильного, так и слабого, если только они не полагаются на Божью защиту.

В следующем стихе посредством синекдохи (часть целого) слово «конь» приобретает значение любого проявления земной силы. Конечно, цари вооружены мечами не просто так и лошади не бесполезны; как и богатство и ресурсы, которые Бог дарует людям для защиты жизни, не являются чем-то нестоящим при правильном их использовании. Но чем больше люди окружают себя земной защитой, тем дальше они отходят от Бога, ошибочно воображая, что эти земная защита неуязвима. Бог справедливо разрушает подобное безумие. Ведь зачастую великое множество Божьих даров остается невостребованным, так как мир, отдаляясь от Творца, лишает себя Его благословений.

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами». Псалом заканчивается молитвой, которую пророк возносит от имени всех верных, прося Бога о том, чтобы верующие были уверены, что они полагались на Божью благость не напрасно. Предписывая это правило молитвы устами пророка, Дух учит нас, что врата Божьего благоволения широко распахнуты для нас, когда мы не ищем защиты вне Бога и не уповаем на нее. Величайшее утешение мы черпаем в уверенности, что наша надежда никогда не поколеблется; и нам не нужно бояться, что Бог не будет сострадать нам до конца.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Матф. 10:28, Луки 12:5, Матф. 10:29, подборка стихов согласно Кальвину).

Христос совершенно прав, призывая учеников презирать смерть, так как человеческие существа, сотворенные для небесного бессмертия, должны относиться к этой преходящей и бренной жизни, как к пару (появляющемуся на малое время. – Прим. пер.). Суть вопроса вот в чем: если верующие осознают, для чего они были рождены и каково их настоящее положение, то у них не будет причин судорожно хвататься за земную жизнь (то есть бояться смерти. – Прим. пер.). Однако у этих слов еще более глубокое и богатое значение; ибо Христос учит нас, что страх Божий мертв в людях, которые боятся притеснителей до такой степени, что падают в вере, и что плотская глупость царит в сердцах тех, кто боится смерти до такой степени, что, не колеблясь, отказывается от веры.

По этой причине Лука настойчиво подчеркивает: «Ей, говорю вам, Того бойтесь» (то есть Бога. – Прим. пер.). По всей видимости, Христос имеет в виду, что если мы поддаемся страху перед человеком, то тем самым проявляем неуважение к Богу; и наоборот: когда мы выказываем соответствующее почтение Богу, мы легко одерживаем победу и никакая человеческая сила не в состоянии помешать нам служить Господу. Кроме того, опыт каждой эпохи показывает, насколько важно предупреждать как служителей, так и верующих в целом об этой опасности, потому что еще никогда не было такого времени, когда люди не восставали бы в гневе против Бога, желая уничтожить евангелие. Не все люди в равной степени способны внушить верующим страх перед смертью. Тем не менее в сердцах большинства людей таится свирепость циклопов, которая вырывается наружу при первой же возможности. Кроме того, сатана часто получает себе в услужение исполинов, сам вид которых мог бы сразить наповал служителей Христа, если бы они не были научены быть твердыми и непоколебимыми на основании Слова Божьего.

Более того, так как страх пред Богом и бесстрашие пред людьми являются взаимосвязанными понятиями, совершенно глупо и неправильно обращать внимание только на последний аспект. Напротив, как мы сказали ранее, Христос противопоставляет благоговейный и святой страх пред Богом неверному страху перед людьми, Страх пред Богом – единственное целебное снадобье, которое способно излечить нас от страха пред людьми, уводящего нас с истинного пути. В противном случае Ему не было бы смысла говорить, что если мы боимся Бога, Который является Господом души и тела, то нам не следует бояться людей, которые имеют власть только над телом. Когда Христос признает, что люди обладают властью убить тело, Он делает своеобразную уступку. Бог отпускает узду нечестивых, и они, будучи глубоко уверенными в собственном могуществе, способны совершить любое преступление. Они запугивают боязливые души и действуют таким образом, будто ничто и никто не в состоянии их остановить. Но суетно и бессмысленно высокомерие нечестивых, позволяющее им воображать, будто они могут делать с верующими все что душе угодно. Ибо Бог все время держит их в узде; и когда Ему благоугодно, Он отбивает их нападки, какими бы яростными они ни были. И все же можно сказать, что нечестивые могут убить человека с Божьего позволения, потому что часто они способны стать сильнее и дать выход своей ярости…

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий?» Христос провозглашает, как я уже вкратце упомянул, что какими бы ужасными ни были притеснители, на самом деле у них нет даже власти над телом человека. Поэтому те, кто боится жестокости человека, как если бы они были лишены Божьей защиты, – глупцы. Находясь в тяжелом положении, мы все же имеем еще одно утешение: так как Бог является хранителем наших жизней, мы можем уверенно полагаться на Его провидение. Не вверяя Себя в руки Бога, Который почтил нас Своей защитой, мы тем самым весьма оскорбляем Его. Божье провидение, как учит Христос, распространяется на все творения. Используя синекдоху (от целого к частному), Христос, таким образом, утверждает, что Бог изливает на нас особую заботу. Нет ничего дешевле малой птицы (в английском переводе – «воробья». – Прим. пер.), (две малые птицы продавались за ассарий, или, как написано у Луки, пять птиц за два ассария), и тем не менее Бог заботится о ней, так что ничто не случится с ней по воле случая. Разве Бог, Который заботится о малых птицах, не будет заботиться о людях?

Более того, мы должны отметить две вещи. Христово определение Божьего провидения разительно отличается от определений тех, кто, подобно греческим философам, признает, что мир в определенной степени находится под управлением Бога, но в то же время ошибочно понимает Его провидение, как если бы Он не обращал внимания на отдельно взятые творения. Христос, с другой стороны, провозглашает, что Его забота затрагивает все без исключения Божьи творения и ничто не происходит случайно. Таким образом, Он четко противопоставляет волю Божию слепому случаю (судьбе), в то же время не разделяя фаталистические представления стоиков. Одно дело – видеть возникновение обстоятельств в контексте цепи многих причин, и совсем другое – видеть мир, в целом и в его отдельно взятых составляющих, как существующий согласно замыслу (воле) Бога. Я признаю, что в природе вещей как таковой действует определенный принцип случайности. Но в то же время я утверждаю, что ничто не происходит лишь по причине слепого случая, ибо воля Божия охватывает все происходящее в этом мире.

Во-вторых, нам не следует рассматривать Божье провидение, как это делают любопытные и глупые люди. Провидение должно быть основанием нашей силы и призывом обратиться к Богу. Христос, говоря нам, что все волосы на нашей голове исчислены, не призывает нас заниматься бесплодными спекуляциями, но учит полагаться на Божью отцовскую заботу, которую Он изливает на наши немощные тела.

«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили» (Деян. 2:23).

Основная цель, которую преследует Петр, упоминая о смерти Иисуса Христа, заключается в установлении и укреплении веры в воскресение. Иудеи прекрасно знали о том, что Иисус был распят на кресте. Поэтому факт воскресения Христа был бы для них знаком и доказательством чудной силы Божией. В то же время Петр с целью пробудить в душах иудеев осознание греха провозгласил, что именно они лично убили Иисуса – не то чтобы они распяли Его своими руками, но ведь Его смерти единодушно требовал весь народ. Хотя многие из слушавших Петра не принимали непосредственного участия в этом безбожном и жестоком беззаконии, тем не менее он был прав, осуждая их, так как все они осквернили себя либо молчаливым согласием, либо неуверенностью. Иудеи не могли оправдать себя, ссылаясь на неведение, так как они видели и слышали Христа, посланного им Богом. Петр, таким образом, подготавливает иудеев к покаянию, указывая им на их грех.

«По определенному совету». В данном случае возникает замешательство, поскольку на первый взгляд кажется немыслимым, что Человек, Которого Бог наделил такой силой, впоследствии был подвержен всевозможным оскорблениям и претерпел позорную смерть. Так как крест Христов поначалу смущает нас, Петр провозглашает, что распятие произошло не случайно, не потому, что Христос был не в силах освободить Себя, но потому, что Его смерть была предопределена Богом. Ведь только осознание того, что смерть Христа была предопределена «по определенному совету Божьему», пресекает в корне глупые и порочные мысли, не позволяя людям ее оскорблять. Одно мы знаем точно: Бог не принимает скоропалительных или глупых решений. Следовательно, у Него были веские причины для того, чтобы вынести решение о необходимости страданий Христа. Это знание о Божьем провидении позволяет нам выбрать правильный путь к пониманию цели и благ Христовой смерти. Ибо предвечный совет Божий указывает нам на истину, согласно которой Праведник был предан смерти за грехи наши, пролил Свою кровь, чтобы избавить нас от власти смерти.

В таком случае это очень важное утверждение Божьего провидения, которое учит нас, что как наша жизнь, так и смерть находятся под его руководством. В данном контексте Лука, конечно же, говорит о Христе, но в Нем, как в зеркале, отражается вселенское провидение Божие, охватывающее весь мир и имеющее особое отношение к нам, членам Христа.

В данном контексте Лука отмечает два аспекта: Божье предведение и Его непреложное установление (декрет). Хотя первым в последовательности стоит предведение (так как Бог вначале обдумывает то, что Он собирается предопределить), Лука тем не менее ставит его после Божьего совета (или декрета), дабы научить нас, что Бог не желает и не выносит решение о чем-либо, изначально не предопределив ход событий до конца. Люди по своему обыкновению часто принимают необдуманные решения. Поэтому когда Петр показывает, что Божье решение имеет под собой веские основания, он в то же время связывает его с Божьим предузнанием. Теперь нам необходимо осторожно провести различие между ними, так как данное обстоятельство стало для многих камнем преткновения. Не уделяя должного внимания Божьему предвечному совету, в соответствии с которым Он управляет всем мирозданием, эти люди сосредотачивают все свое внимание только на предведении. В результате возникает различие, согласно которому, даже несмотря на то что Бог все предвидит, Он тем не менее не налагает на Свои творения никаких ограничений. Конечно, Бог предвидит все, что произойдет в будущем. Но в данном случае Петр учит нас, что произошедшее с Иисусом было не только чем-то, что Бог предвидел, но также и тем, что было Им предопределено. Этот текст учит нас великой истине о Божьем провидении, которое проявляется в управлении всем миром в не меньшей степени, чем в смерти Иисуса. Божье провидение заключается не только в предведении будущего, но также в Его предопределении, когда Он решает, что и как должно произойти. Петр затрагивает второй аспект, говоря, что Христос был предан по определенному совету Божьему. В таком случае Божье предведение отличается от воли Божией, в соответствии с которой Он управляет всем сущим.

Те, кто обладает большей проницательностью, соглашаются, что Бог не только предвидит, но также управляет всем происходящим в этом мире. Однако под этим управлением они подразумевают общее направление, как если бы Бог отпустил поводья, позволив творениям жить по велению собственного сердца.

Они утверждают, что деятельность солнца согласуется с волей Божьей, поскольку, даруя нам свет, оно выполняет то, что Бог предназначил ему от начала. Эти люди считают, что такого рода свободная воля есть и у людей, так как они по своей природе способны сделать свободный выбор между добром и злом. Но думающие подобным образом представляют Бога праздно восседающим на облаках. Святое Писание говорит совсем иное, отстаивая истину о Божьем управлении как определенными событиями в этом мире, так и действиями людей. Но нам необходимо понять, какую цель преследует Святое Писание, излагая нам данное учение. В то же время нам следует отказаться от всех безумных измышлений, которые пленили умы многих людей. Цель Святого Писания – взрастить нас в вере, дабы мы знали, что Бог нас защищает и что ни сатана, ни нечестивые не повредят нам…

«Руками беззаконных». Может показаться, что, по словам Петра, нечестивые вершат Божью волю. Из этого следует одно из двух нелепых утверждений: либо Бог творит зло, либо люди не грешат, какое бы нечестие они ни совершили. Относительно второго утверждения я отвечу, что даже если нечестивые люди и осуществляют предопределенное Богом, тем не менее повиновение Богу стоит у них на последнем месте. Ведь послушание является следствием добровольной предрасположенности, а мы знаем, что цели, которые преследуют нечестивые, обусловлены совсем иными предпосылками. Кроме того, только те, кто познал Бога, может Ему повиноваться. Послушание обусловлено знанием Божьей воли. Но Бог явил Свою волю нам в законе. Поэтому повинуются Богу только те люди, дела которых соответствуют требованиям закона и которые, таким образом, добровольно подчиняются его власти и авторитету. Но подобного поведения мы не замечаем у нечестивцев, которые ведомы Богом, даже не зная об этом. Поэтому пусть никто не заявляет о своей невиновности, ссылаясь на исполнение Божьей воли. Мы должны обращаться к закону, чтобы увидеть волю Божию. Нечестивые же упорно сопротивляются Богу всем своим сердцем.

Я не согласен и с другим утверждением, согласно которому Бог вершит зло, так как на этом основании можно сделать вывод, что Бог склонен к нечестию. Мы должны оценивать беззаконие в свете цели, которой обусловлены действия человека. Люди, занимающиеся воровством или совершающие убийства, грешат, будучи ворами и убийцами, ибо их действия обусловлены нечестивыми целями. Бога, Который использует нечестие человеков, не следует ставить на один с ними уровень. Бога необходимо рассматривать в совершенно ином ракурсе, так как Он, изъявляя желание наказать одного человека и помиловать другого, никогда не противоречит Своему естеству, которое представляет собой чистейшую добродетель. Таким образом, предание Христа в руки нечестивых людей и Его распятие соответствовали предвечному совету и установлению Божьему. Тем не менее мы не должны приписывать Богу предательство и убийство, представляющие собой великое зло и нечестие.

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Быт. 18:17–18).

Бог, предлагая нам невероятные вещи, тем самым оказывает нам милость; ибо Он заранее решил, что сделает. В данном случае Бог желает, чтобы Авраам внимательно рассмотрел причины, на основании которых Он собирается уничтожить Содом.

Бога приводит две причины, почему Он пожелал рассказать Аврааму о Своем замысле, прежде чем он был осуществлен: во-первых, потому что Авраам был достоин принять великую честь; во-вторых, потому что Его объяснение будет полезным для наставления будущих поколений. В этих причинах вкратце выражена цель и ценность данного откровения.

Как я сказал выше, одна из причин, почему Бог пожелал, чтобы Авраам заранее узнал об ужасающем суде над Содомом, заключалась в том, что Он соблаговолил почтить его особыми дарами. Бог всегда оказывал подобную милость верным; и Он даже увеличивает ее, прибавляя к предыдущим благословениям новые, и в таком контексте ежедневно обходится с нами. Каково же основание для всех неисчислимых благ, которые Бог постоянно изливает на нас, как не то, что Он не может не выражать Свою Отцовскую любовь, которой окружил нас, и то, что, поступая таким образом, Он прославляет Себя и Свои дары в нас? Ибо в чем проявляется Его милость к нам, как не в Его безвозмездных дарах? Основание Божьей милости – не заслуги Авраама, но Сам Бог; и единственным источником благословений Авраама является исключительно Бог.

Более того, этот текст учит нас, как и опыт, что для церкви это особая привилегия – понимать значение судов Божиих, их направление и цель. Бог действительно являет Себя справедливым Судьей мира, Который вершит суд над нечестивыми людьми. Но поскольку кажется, что все происходит случайно, Бог просвещает Своих детей Словом, дабы они не пребывали во тьме, подобно неверующим людям. Таким образом, в прошлом, когда Бог простер десницу, чтобы покарать весь мир, Он ограничил Свое святое откровение пределами иудейского народа; то есть когда Бог был готов обрушить беды и несчастья на народы, Он только через Своих пророков и только Своим избранным людям открыл Себя как Того, Кто задумал эти беды и несчастья. Поэтому нам следует помнить, что Бог, начав оказывать нам милость, будет продолжать доколе, благословив нас во всем, не завершит наше спасение. Усыновив нас и просветив наш разум Своим Словом, Бог даровал нам пылающий факел Слова, дабы мы могли в вере помнить о суде и наказании зла, мыслью о которых нечестивые самоуверенно пренебрегают.

Поэтому верные должны хорошо знать историю всех времен, дабы на основании Святого Писания видеть суды Божии в различных бедствиях, которые обрушивались на нечестивых людей как на общественном, так и на личном уровне. В то время как Содом пребывал в безопасности и наслаждался роскошной жизнью, Господь объявил Своему рабу Аврааму, что этот город вскоре будет уничтожен. Этот пример явственно показывает, что разрушение Содома было не случайностью, но деянием Бога… К такому же выводу мы приходим и при рассмотрении других случаев. Хотя Бог не говорит нам, что произойдет в будущем, Он тем не менее желает, чтобы мы были очевидцами Его деяний, с мудростью делая выводы об их причинах. Мы не должны обольщаться ложным предвидением, подобно неверующим, которые «видя, не видят» и отвращаются от истинной цели.

«О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его – Мое негодование!» (Ис. 10:5).

Предназначение этих слов в большей степени заключается не в провозглашении грядущего суда, но в утешении пребывающих в печали верующих. Поэтому внимание сосредоточено на вести о том, что какое бы зло ни совершили ассирийцы, они лишь временное орудие Божьего наказания, и что как только высокомерие неверующих достигнет своего пика, они будут наказаны Богом.

Восклицание «о!» иногда используется для выражения боли, иногда для того, чтобы призвать к вниманию, иногда обозначает «О, горе!» (древние переводчики перевели это слово в данном тексте именно таким образом). Но, как мне кажется, в этом отрывке Господь либо обращается к ассирийцам, либо оплакивает Израиль, так как Он должен наказать Свой народ посредством ассирийцев. После внимательного рассмотрения целого отрывка я предпочитаю истолкование, согласно которому Бог обращается к ассирийцам, как военачальник к войску, готовому по его повелению вступить в бой. Пророк ранее провозгласил, что ассирийцы поразят народ Божий. Тем не менее лицемеры чувствуют себя в полной безопасности и поэтому совершенно не испытывают страха перед Богом, доколе не узрят бич, доколе не прочувствуют на себе его удары. Вот почему Бог призывает ассирийцев «идите», подобно судье, который призывает полицейского и приказывает ему арестовать преступника или повелевает палачу казнить осужденного. Таким образом, Господь призывает ассирийцев, дабы посредством их осуществить наказание.

«И бич». Это выражение можно отнести к ассирийцам, и вторую часть предложения можно рассматривать как повторение первой части с помощью несколько иных слов. Но, как мне кажется, у этих слов разные значения. Во-первых, ассирийцы названы «жезлом гнева Божьего», во-вторых, мечи и другое воинское снаряжение, которыми они вооружены, отождествляются с гневом Божьим, как если бы пророк сказал: «Бог, согласно воле Своей, использует ассирийцев вместо боевого топора или меча в качестве орудия Своего гнева», и затем добавил бы: «Хотя они и носят мечи, вам тем не менее следует бояться не их оружия, но Божьего гнева, изливающегося на Его народ». Суть в том, что какой бы силой не обладал враг, эта мощь есть следствие Божьего гнева. Поэтому противник не сможет и пальцем пошевелить, если Бог незримо не возбудит в нем желание выступить против народа, который Он вознамерился уничтожить. Бог называет бич, который воины Ассура держат в своих руках, Своим «гневом», дабы четко объяснить иудеям, что нападение врагов, на первый взгляд случайное, на самом деле обусловлено небесным провидением.

Я не согласен с некоторыми толкователями, которые переводят слово «beyadam» («в их руке») как «в их области» или «в их земле». На мой взгляд, такой перевод слишком натянутый. Суть в том, что Бог призывает ассирийцев как исполнителей Его гнева, ибо их десницей Он должным образом накажет Свой народ за совершенные им грехи. Поэтому Бог отождествляет Свой гнев с могуществом, которым обладают ассирийцы. Данное послание преследует две цели: во-первых, устрашить нечестивых, показав им, что Божьи угрозы уничтожить их – не пустые слова, и объяснить, почему они должны быть наказаны. Поэтому данные слова обладают намного большей силой для того, чтобы пробудить нечестивых от их безразличия. Ведь ранее они лишь насмехались над предупреждениями Божьих пророков.

Во-вторых, когда народ Божий испытал на себе силу ассирийцев, он осознал, что это послание является чрезвычайно важным. Ибо тогда окруженные бедами со всех сторон иудеи смогли понять, что нападение ассирийцев соответствовало определенной цели и не было случайным, ведь о нем предупреждали пророки.

Кто-то может возразить: «Почему же Бог, вначале назвав ассирийцев жезлом Своего гнева, затем называет их бич Своим негодованием? По всей видимости, нам следует перефразировать данное предложение следующим образом: «Ассур есть гнев Мой, и жезл в деснице его есть жезл Моего негодования». Если мы понимаем, о чем говорит пророк, то у нас не должно быть недоумения по поводу смысла этого выражения. Он называет людей «жезлом Божьего гнева», потому что Бог использует их как жезл (железную боевую палицу. – Прим. пер.); он называет человеческое оружие Божьим «негодованием», потому что оно используется не по воле человека, но является свидетельством Божьего гнева.

Эти слова пророка имеют самое непосредственное отношение и к нашему времени, потому что они не позволяют нам думать, будто нечестивые могут делать все, что пожелают, сообразно похотям их сердец, ибо Бог держит их в узде и таким образом руководит ими, чтобы они не совершили ничего противоречащего Его воле. Следовательно, нам следует сделать вывод, что Бог руководит рукой нечестивых людей. Однако в данном случае нам необходимо думать и говорить рассудительно, так как очень важно мудро и осторожно проводить различие между деяниями Бога и действиями человека.

Существуют три способа, посредством которых Бог действует через людей. Во-первых, все движется и существует Им и чрез Него. Из этого утверждения следует, что все действия человека обусловлены благостью Бога. Во-вторых, Бог действует особым образом, руководя нечестивыми людьми так, как Ему благоугодно. Совершенно не разделяя мысли нечестивцев, Бог тем не менее руководит их действиями, дабы они уничтожили друг друга и исчезли или дабы с их помощью наказать Свой народ. Именно этот аспект освещает пророк в данном тексте. В-третьих, Бог руководит людьми посредством Своего освящающего Духа, однако данное действие относится только к избранным. Таким образом, когда притеснитель, грабитель или кто-либо другой наносит нам вред или когда чужеземные государства восстают против нас, посреди всех этих горестей и бед десница Божия постоянно простирается над нами, дабы не позволить нам думать, будто все происходит по чистой случайности.

«Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем…» (Иоиль 2:12).

Объявив об ужасающем суде, пророк показывает, что его цель – не просто внушить страх, но, скорее, помочь людям обратиться к истине. Однако он не смог бы достичь поставленной цели, не дав им надежду на прощение. Я уже говорил множество раз – да и само Святое Писание свидетельствует об этом, – что люди не могут возвратиться на правильный путь, если не обретут надежду на Божье сострадание. Ведь отчаяние ожесточает людей и из-за этого их нечестие возрастает вдвое, и даже более – увеличивается в сотни раз.

Ибо если совершивший преступление человек впадает в отчаяние, то он ввергает себя в пучину нечестия, уже не сдерживая себя ни в чем. Поэтому пророк описывает благость и сострадание Божье, дабы кротко призвать людей к покаянию.

«Итак не вы послали меня сюда, но Бог» (Быт. 45:8).

Этот текст особенно важен, так как он учит, что истинный ход событий никак не может быть нарушен нечестием или злобой людей. Напротив, Бог превращает все порочные и мятежные деяния людей во благо. Кроме того, данный текст показывает, как нам следует понимать Божье провидение, а также какова его польза для нас. Любопытные люди, обсуждая данный вопрос, не только портят и искажают его суть, пренебрегая предназначением провидения, но также выдумывают нелепые бессмыслицы, оскорбляя таким образом Божью праведность. Дерзость этих людей доходит до того, что некоторые благочестивые и благопристойные люди желают предать забвению этот аспект нашего учения. Ибо как только провозглашается, что Бог управляет всем мирозданием и ничто не происходит без Его согласия и воли, люди, не слишком почтительно относящиеся к тайнам Божиим, начинают осыпать нас разнообразнейшими вопросами, которые не только легкомысленны, но и пагубны.

Тем не менее, желая остановить такую оскорбительную невоздержанность, нам следует быть предельно осторожными, дабы не довольствоваться грубым пренебрежением истины, которая не только открыта в Слове Божьем, но также крайне полезна для нас. Благочестивые люди стыдятся признать, что любое действие человека возможно лишь в том случае, если того желает Бог. Они опасаются, что невоздержанные языки будут утверждать, что либо Бог является автором греха, либо нечестивцев не следует винить за их грехи, так как они были исполнителями Божьей воли. Хотя у нас нет возможности прекратить это богохульное безумие, мы должны довольствоваться тем, что испытываем отвращением к нему, в то же время твердо придерживаясь ясного свидетельства Писания, что бы ни выдумывали люди. Несмотря на все крики и возражения, Бог управляет планами и деяниями людей с небес, в итоге осуществляя с их помощью то, что Он Сам предопределил.

Благочестивые люди, боящиеся из-за наглых ругателей говорить о Божьей праведности, проводят различие, согласно которому в одном случае Бог желает, чтобы что-то произошло, а в другом случае – только допускает. Как будто без Его воли у человека есть полная свобода действий! Если Бог только допустил, чтобы Иосиф был отправлен в Египет, то этот муж не был, по Божьему определению, орудием спасения своего отца Иакова и братьев; но ведь именно об обратном ясно сказано в этом тексте. Подобные этому тексты были бы бессмысленными, если бы злые деяния, которые Бог в конечном итоге превращает во благо, совершались только по Божьему допущению, а не согласно Его намерению и воле.

Я знаю, что люди вершат зло по причине своей порочности (своеволия). Более того, так как совершающие зло люди по своей природе грешны, их следует считать полностью виновными. Но Бог удивительным образом осуществляет с их помощью Свой замысел, создавая из порочного материала совершенную праведность. То, как Бог совершает это, сокрыто от нас, это превыше нашего понимания. И неудивительно, что порочная плоть восстает против таких действий Бога. Но именно по этой причине нам не следует пытаться вместить непостижимость небес в узкие рамки нашего понимания. Посему мы должны четко усвоить, что как бы невоздержанно ни жили люди по своим похотям, Бог тем не менее остается суверенным Богом, Который незримо направляет их действия сообразно Своему благому замыслу.

В то же время мы должны помнить и о том, что Божьи действия отличаются от действий человека, так что Божье провидение не запятнано нечестием, а Его установления (декреты) никак не связаны со злодеяниями людей. Наилучший пример этой истины представлен именно в повествовании об Иосифе. Этот молодой человек был продан в рабство собственными братьями лишь потому, что они желали избавиться от него. Это деяние приписывается и Богу. Однако Бог (в отличие от братьев Иосифа) преследовал в данном случае иную цель. Он хотел обеспечить дом Иакова пищей во времена голода, о чем они в тот момент не могли и мечтать… Таким образом, вполне очевидно, что хотя Бог, на первый взгляд, действует заодно со злыми людьми, в конечном итоге между их преступлением и Его чудным правосудием лежит пропасть…

Но мы также видим, что эти люди не становятся менее ответственными за свои преступления из-за того, что Бог вопреки их ожиданиям в конечном итоге превращает их нечестие во благо… Мы должны понимать, что действия людей не следует оценивать на основании конечного результата, но на основании того, выполняют ли люди то, что они должны были сделать? противоречат ли их действия Божьим заповедям? выполняют ли они свои обязательства? Когда человек пренебрегает женой и детьми, не работает, чтобы обеспечить их, пусть даже такое его поведение не доводит их до голодной смерти (если, конечно, этого не допустит Бог), то такая жестокость никоим образом не может быть оправдана, ведь он, будучи мужем и отцом, оставляет семью, хотя обязан быть их помощником и кормильцем. Поэтому люди с нечистой совестью ничего не добьются, ссылаясь на провидение Божие в качестве оправдания своих злодеяний.

Но я прошу вас вновь обратить внимание на то, как часто Бог противится злым умыслам тех, кто желает навредить нам; и Он не только противостоит им, но также превращает их злодеяния нам во благо! Таким образом Бог смягчает наши страдания, даруя нам крепость духа и душевное спокойствие.

«И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25).

Странно, что Ной проклинает внука, молчаливо не обращая внимания на своего сына Хама, который и совершил преступление. Причина, как считали иудеи, заключается в Божьем благоволении. То есть Бог так сильно благословил Хама, что проклятие перешло на его сына. Но это глупое предположение. Я уверен, что данное наказание было перенесено на потомство, дабы показать всю его суровость; ведь Бог ясно засвидетельствовал, что Он не считает наказание одного человека достаточным и поэтому данное проклятие должно было включить в себя потомков Хама и продолжать действовать на протяжении многих столетий. Вполне очевидно, что и сам Хам не был освобожден от наказания; Бог усилил наказание Хама тем, что включил в проклятие и его сына.

И тогда возникает следующий вопрос: почему из многих сыновей Хама Бог выбрал для наказания одного человека? Мне кажется, что нам не следует давать волю своему любопытству. Мы должны помнить, что не просто так суды Божии названы непостижимой бездной. Совершенно неприемлемо, чтобы Бог, пред судебным престолом Которого мы все будем стоять, был судим нами или, скорее, оценивался с точки зрения нашего глупого безрассудства. Бог по Своему благоволению выбирает некоторых людей, дабы явить в них Свою благодать, а других людей предопределяет для иных целей, дабы они стали примерами Его гнева и строгости. Хотя разум людей и поражен слепотой, тем не менее каждый из нас, зная собственные недостатки, должен научиться превозносить Божье правосудие, вместо того чтобы с глупой дерзостью ввергать себя в глубокую пропасть.

Проклятие Божье включает в себя все семя Хама. Но Бог выделил хананеев из всех, назвав по имени, дабы показать, что они прокляты больше всех. То, что это было судом Божьим, доказывается последующими событиями. Ной, будучи простым смертным человеком, не знал, что должно было произойти с хананеями; но тем не менее он произнес эти странные и таинственные слова, которые вложил ему в уста Святой Дух.

Существует еще одна трудность. Согласно Святому Писанию, грехи людей наказываются до третьего и четвертого поколения. Тем не менее кажется, что данный текст говорит о том, что Божий гнев излился в наказание, которое распространяется на десять поколений. Вот мой ответ: Писание не предписывает правило, которое Бог не может обойти, как если бы Он был обязан наказывать только до четвертого поколения. Мы должны видеть одновременно и благодать, и наказание как взаимосвязанные, дабы понять, что Бог, справедливо наказывая нас за наши преступления, тем не менее более склонен к милости. И все же нам следует признать, что Он волен увеличивать пределы наказания, как Ему благоугодно.

«Раб рабов». Это выражение на иврите означает, что либо Ханаан будет самым ничтожным из рабов, либо его положение будет хуже, чем у раба. Но разве это ужасающее пророчество, подобное удару молнии, не выглядит невинной шуткой, учитывая тот факт, что хананеи во время написания книги Бытие были знаменитым племенем, обладающим могуществом, богатством и ресурсами? Где же в таком случае доказательства его рабского положения? Вот мой ответ: во-первых, Божье предупреждение далеко не всегда осуществляется немедленно, но при этом никогда не является пустым или невыполнимым обещанием; во-вторых, Божьи суды не всегда очевидны для нас, их нельзя просто увидеть или потрогать. Хананеи сбросили с себя ярмо рабства, которое было возложено на них Самим Богом, и даже создали собственную империю. Тем не менее, несмотря на свое возвышение, Ханаан, с Божьей точки зрения, никогда не был свободен.

Подобным образом, когда верные несправедливо подвергаются притеснениям и жестоко преследуются нечестивыми, они не лишаются духовной свободы пред Богом. Бог обещал Своему рабу Аврааму владычество над Ханааном, осудив хананееев на уничтожение. Мы должны быть удовлетворены этим обетованием как доказательством Божьей справедливости.

Хочу обратить внимание еще на один аспект. Папа римский утверждает, что способен изрекать пророчества. Что же, и первосвященник Каиафа пророчествовал. Я не хочу, чтобы вы подумали, будто я отрицаю все заявления папы римского; и я признаю, что титул, с помощью которого он подчеркивает свою значимость, был дан Святым Духом. Да станет он, подобно Ханаану, рабом рабов.

«И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10).

Бог показывает, во-первых, что Он знает дела людей, даже когда никто не жалуется и не обвиняет; во-вторых, что Он очень ценит человеческую жизнь и поэтому не может наказать того, кто пролил кровь человека; в-третьих, что Он заботится о верных не только в этой жизни, но и после смерти.

Земные судьи в большинстве случаев не приступают к судейству, пока кто-то им не пожалуется. Но даже если обиженные молчат, их страдания взывают к Богу, умоляя о справедливом наказании. Сладчайшее утешение для благочестивых людей, испытывающих несправедливое к себе отношение, знать, что зло, из-за которого они страдают в этом мире, не скрыто от глаз Бога и будет наказано. Авель был безмолвен, когда Каин перерезал ему горло (возможно, он был убит иным способом), но после смерти голос его крови был несравненно красноречивей выступления искусного оратора. Конечно, люди могут заставить замолчать невинных страдальцев, взывающих к Богу, но они не в состоянии заставить Бога не рассматривать судебные дела, о которых мир давно позабыл. Это утешение сполна питает нашу стойкость. Осознав, что справедливость в конечном итоге восторжествует, мы с терпением переносим несправедливость. Внутреннее душевное спокойствие и терпение громко взывают к Богу, наполняя своим гласом небеса и землю.

Учение этого стиха не относится лишь к этой жизни. Мы можем не только быть уверены в Божьей защите среди окружающих нас бесчисленных опасностей, но также уповать на лучшую жизнь. Вполне очевидно, что живущие под защитой Бога будут пребывать в безопасности после смерти.

«Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему» (Иоан. 12:29).

Поразительно, что множество людей были так глупы, что никак не отреагировали на столь очевидное чудо. Некоторые были настолько невосприимчивы, что отчетливый глас Бога приняли за непонятный звук. Другие, будучи не настолько глупыми, в какой-то степени прочувствовали величие Божьего гласа, но тем не менее сказали, что это голос ангела. В наши дни люди поступают так же. Бог совершенно ясно говорит в евангелии, являя силу и могущество Духа, которые способны сотрясти небеса и землю. Но для многих это учение не представляет никакой ценности, как если бы оно было учением смертных людей. Другим же Божье Слово кажется непонятным, грубым, ничем не отличающимся от раската грома.

Но возникает вопрос: не напрасно ли прозвучал этот голос с небес и неужели от него нет никакой пользы людям? Я отвечу, что слова евангелиста о великом собрании людей верны, но не в отношении всех без исключения. Были и другие люди, кроме апостолов, которые понимали, что происходит. Евангелист вкратце хотел показать, как обычно мыслит этот мир, а именно что большинство людей, слыша четкий и громкий глас Бога, не понимают, что происходит.

2. ПРОВИДЕНИЕ И БОГ

«Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое…» (в английском тексте – «Он ослепил их глаза, и окаменил (ожесточил) их сердце». – Прим. пер.) (Иоан. 12:40).

Этот текст является цитатой из книги пророка Исаии (Ис. 6:9; Матф. 13:14), где Господь предупреждает пророка, что в конечном итоге его служение приведет к еще большему ожесточению людей. Используя вначале выражение «слухом услышите – и не уразумеете», Бог как бы говорит Исаии: «Я посылаю тебя, чтобы ты обращался к глухим…» Затем Он добавляет: «…дабы ожесточить сердце народа» (в русском синодальном переводе – «ибо огрубело сердце народа»). Другими словами, Бог намеревается посредством Своего Слова наказать нечестивых, то есть Он их полностью ослепит, вследствие чего они будут пребывать в кромешной тьме. Праведен и в то же время страшен суд Божий, когда Он омрачает разум людей истинным светом Своего Слова, лишая их всякого восприятия. Посредством единственного для них света Он ввергает их в кромешную тьму!

Однако нам следует отметить, что Божье Слово само по себе не ослепляет людей. Нет ничего более бессмысленного, чем полагать, будто нет никакой разницы между истиной и ложью или что хлеб жизни может использоваться как яд, а лекарство – способствовать ухудшению здоровья больного. Когда жизнь превращается в смерть, мы должны винить в этом именно зло человека. Кроме того, нам следует отметить, что Бог иногда Сам ослепляет разум людей, лишая их понимания и правильного суждения: иногда Он совершает это посредством сатаны и лжепророков, из-за лжи которых люди становятся невосприимчивыми к истине; иногда же Он делает это посредством Своих служителей, когда учение спасения становится вредным и даже смертельно опасным для слушателей. Вот почему, когда пророки верно исполняют свои обязанности, уча народ, за все плоды своего труда они должны восхвалять Господа. Если же пророки не достигают результатов, им не следует отказываться от служения или выходить из себя. Они должны довольствоваться тем, что Бог одобряет их служение. Даже если провозглашаемое ими учение не меняет жизни людей, а нечестивые превращают его в источник собственной погибели, тем не менее, как свидетельствует апостол Павел, их служение благоугодно Господу (2-е Кор. 2:15).

«Потому что плотские помышления [суть] вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).

Павел продолжает обосновывать сказанное ранее, добавляя, что единственным результатом плотских деяний может быть только смерть, так как они противоречат воле Божией. Именно Божья воля есть правило праведности; все, что не согласуется с Божьей волей, является неправедным, а если неправедным, то одновременно и мертвым. Люди, выступающие против Бога, напрасно надеются на жизнь, ибо прямым и неизбежным следствием Его гнева является смерть, представляющая собой Божье возмездие. Будем помнить, что во всем воля человеческая противится воле Божией. Ибо мы отличаемся от Бога точно так же, как порочность отличается от святости.

«Ибо закону Божию…» Данное предложение является объяснением предыдущего. В нем поясняется, почему помышления плоти противятся Божьей воле. Божья воля подвергается нападкам лишь тогда, когда Бог являет ее. Ведь именно в законе Бог говорит нам, что Ему благоугодно. Поэтому желающие узнать, соответствует ли их жизнь воле Божией, должны оценивать все свои помыслы и деяния на основании стандартов Божьего закона. Несмотря на то что все сущее в этом мире находится под водительством Божьего тайного провидения, утверждение, будто все без исключения действия одобрены Богом, как заявляют некоторые безумцы, является настоящим богохульством. Как безрассудно изыскивать в бесконечном лабиринте тайного провидения различия между добродетелью и нечестием, которые так явственно представлены в законе! Как я сказал ранее, у Господа есть собственный тайный замысел, согласно которому Он управляет этим миром. Но поскольку суть этого замысла превыше нашего понимания, мы должны проявить здравомыслие, воздерживаясь от неумеренного желания проникнуть в него. Между тем прекрасно известно и остается истиной то, что ни к чему Бог не благоволит, кроме как к праведности, и что мы можем правильно оценивать наши деяния только в свете Божьего закона, который правдиво показывает нам, что угодно Богу, а что нет.

«Да и не могут…» А теперь взгляните на способность так называемой свободной воли, которою софисты никак не нахвалятся! Этими словами Павел четко и ясно выражает то, к чему они питают отвращение: мы неспособны заставить себя подчиняться закону. Они пытаются нам доказать, что сердце само по себе способно измениться, если его побудит Святой Дух; что мы способны сделать выбор между добром и злом при условии поддержки Святого Духа: так что исключительно мы сами решаем, что выбрать, а от чего отказаться. Кроме того, софисты измышляют некие благие побуждения, благодаря которым мы спонтанно решаем подчиняться закону. Павел, напротив, говорит нам, что ожесточенное сердце человека исполнено необузданной ярости (по отношению к Богу) и по своей природе не желает подчиниться Богу. Кроме того, апостол рассматривает не некую составляющую человека, но, скорее, всю человеческую сущность, всю совокупность желаний, которые она порождает. Поэтому далеко да отстоит свободная воля языческой философии от сердца христианина! Пусть каждый человек почитает себя рабом греха, кем он по сути и является, дабы стать свободным по благодати, которую ему дарует Сам Христос. Величайшая глупость – хвалиться какой-то иной свободой.

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2-е Тим. 3:13).

Наитяжелейшее из всех испытаний, когда нечестивцы становятся все более дерзкими в своем нечестии, распространяя богохульство и заблуждения. Павел отмечает, что Исаак в большей степени опасался не меча Измаила, но его насмешек (Гал. 4:29). На основании этого стиха мы можем утверждать, что апостол указывает не на определенный род гонений, но в общем говорит об испытаниях, которые должны пройти дети Божьи на пути к славе Отца.

Я чуть ранее уже говорил о том, как злые люди будут становиться все хуже и хуже. Апостол предсказывает не только жестоковыйное упорство нечестивцев, но также их успех в развращении людей. Всегда один невежественный лжеучитель может уничтожить больше, чем десять верных учителей создать, как бы тяжко они ни трудились. Нет недостатка в плевелах, посеянных сатаной и засоривших добрую почву. Не успеешь искоренить одних лжепророков, как тут же появляется еще больше лжеучителей.

Следует отметить, что нечестие обладает подобной силой не потому, что по своей природе оно более действенно, нежели истина, или потому, что замыслы сатаны превосходят силу Духа Божьего, но потому, что люди склонны к пустословию и заблуждению, с готовностью внимая всему, что согласуется с их собственными вымыслами. Поэтому вследствие Божьего справедливого воздаяния они ослеплены и порабощены сатанинскими удовольствиями. Данное обстоятельство является основной причиной действенности заразы нечестивых лжеучений. Учитывая человеческую неблагодарность, можно сказать, что по справедливости так и должно быть. Поэтому благочестивые учители должны с усердием внимать предупреждению о том, чтобы быть готовыми к постоянной борьбе, не теряя самообладания по причине ее затяжного и изматывающего характера и не отступая перед дерзостью и наглостью противников.

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Луки 13:1–3).

Этот текст чрезвычайно для нас полезен, так как жесткое и суровое осуждение других людей и снисходительное отношение к собственным грехам приобрело форму практически неискоренимой болезни. Мы не только слишком строго относимся к грехам наших братьев и сестер, но также, узнав об их прегрешениях, клеймим их как нечестивых и лишенных спасения людей. В то же время пока Божья десница не тяготеет над нами (пока Бог не наказывает нас. – Прим. пер.), мы не обращаем внимания на собственные грехи, радуясь Божьему благоволению и дружбе. В таком случае мы виновны вдвойне. Ведь когда Бог на наших глазах наказывает человека, Он тем самым предупреждает нас о Своем суде, дабы все мы научились исследовать себя и понять, какого наказания заслуживаем сами. Не наказывая нас определенное время, Бог по Своему благоволению и милосердию призывает нас к покаянию. Поэтому не будем проводить отведенное нам время, медля с обращением к Богу.

Христос показывает, что пострадавшие люди – не худшие представители человеческого рода; Его цель – осудить наше искаженное грехом суждение о других (побуждающее нас по привычке отрицательно относиться к пострадавшим людям), а также искоренить ту снисходительность, с которой мы относимся к самим себе. Бог суверенно вершит Свои суды, как Ему угодно и когда Ему угодно, так что одни незамедлительно наказываются, в то время как другим даруется время насладиться покоем. В данном отрывке Христос учит, что происходящие в этом мире бедствия свидетельствуют о гневе Божьем. Поэтому нам следует осознать, что если мы, покаявшись, не отвратим Божий гнев, нас ждет неминуемая погибель.

Поводом для данного увещевания послужил рассказ некоторых людей о том, что Пилат смешал кровь людей с кровью жертвенных животных. Они пытались вызвать презрительное отношение к этим жертвам по причине связанного с ними события. По всей видимости, «праведное» негодование касалось самарян, богослужение которых не соответствовало Божьему закону. Поэтому иудеи, осуждая самарян, были склонны превозносить себя. Однако наш Господь использовал упоминание об этом событии, дабы преподнести иудеям важный урок. Зная, с какой ненавистью и осуждением относились евреи к народу Самарии, Он спросил их, думают ли они, что эти несчастные, убитые Пилатом, были настолько хуже остальных. Другими словами, Он сказал: «Вы прекрасно знаете, что вся Самария полна нечестия, и тем не менее многие, кто достоин наказания, все еще целы и невредимы». Нужно быть слепым и обладать извращенным умом, дабы думать, будто все трагические события являются прямым следствием греха. Неверно утверждение, что первыми всегда наказываются наиболее грешные люди. Бог выбирает некоторых из великого множества грешников, дабы, наказывая их, осудить и остальных, внушая им страх пред Его возмездием.

Сказав о самарянах, Иисус переходит к обсуждению самих иудеев. Он упоминает о гибели восемнадцати человек, на которых рухнула одна из башен Иерусалима. Господь отрицает мнение, будто эти люди были грешнее остальных, утверждая, что их смерть должна была наполнить сердца всех страхом; ибо если Бог использовал их гибель в качестве примера Своего правосудия, то вряд ли остальным удастся избежать Его карающей десницы, несмотря на то что на определенное время им дарована жизнь. Христос призывает верующих не отказаться от оценки Божьих судов, но относиться к ним правильно, начиная с осознания собственных грехов…

«Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан. 9:2).

Поскольку Писание свидетельствует о том, что все беды человечества обусловлены грехом, всякий раз, сталкиваясь с людьми, которых постигла беда, мы в первую очередь считаем само собой разумеющимся, что они наказаны Самим Богом. Думая так, мы совершаем три ошибки. Во-первых, незначительное число людей судит себя так же сурово, как и других. Например, если брата постигло несчастье, я незамедлительно делаю вывод, что он наказан Богом. Когда же Бог наказывает меня даже более сурово, я склонен закрывать глаза на собственные грехи. Вынося суждение, человек должен начинать с себя, оценивая себя так же строго, как и других. Справедливо оценивая действительное положение дел, мы скорее должны распознавать пороки в себе, чем в окружающих. Во-вторых, чрезмерная строгость неправильна. Как только человека настигает несчастье, мы тут же делаем вывод, что Бог его ненавидит. Мы превращаем ошибки человека в преступления и чуть ли не лишаем его спасения. И напротив, мы слишком преуменьшаем значимость собственных грехов, считая незначительными проступками то, что должны исповедать пред Богом как великое нечестие. В-третьих, мы согрешаем, необдуманно считая лишенными спасения тех, кого Бог спас на кресте.

Верно, как было сказано ранее, что грех есть корень всех бед. Но также верно и то, что Бог посылает несчастья Своим детям по самым разным причинам. Бог не вершит суд над определенными преступлениями в этом мире, но откладывает наказание на будущее, дабы вынести еще более суровый приговор; и наоборот, Он часто поступает сурово со Своими верными, не потому что они совершили ужасные грехи, но чтобы умертвить грех плоти. Временами Бог не взыскивает за грехи и научает их с долготерпением. Вспомните историю Иова, который как никто другой испытал на себе полноту страданий; Бог не преследовал цель наказать Иова за грехи. Его намерением было, скорее, испытать и укрепить веру Иова через различные бедствия. По этой причине толкователи, которые огульно утверждают, что все страдания являются прямым следствием греха, – глупцы; как если бы все наказывались соразмерно своим преступлениям или Бог воздавал каждому по заслугам!

«Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего» (Иоан. 11:9).

Есть разные объяснения смысла этого стиха. Согласно некоторым толкователям, данный текст говорит о склонности людей изменять свое мнение, о том, что каждый час их охватывают новые, отличные от предыдущих, желания и намерения. Однако подобное толкование совершенно не соответствует тому, что имел в виду Христос. Данный взгляд едва ли стоило упоминать, если бы он уже не стал распространенной поговоркой. Давайте будем довольствоваться простым и правильным смыслом этого текста. Во-первых, Христос приводит сравнение дня и ночи. Нет ничего удивительного в том, что человек, идя в темноте, может споткнуться, пойти в неправильном направлении или заблудиться. Но когда светит солнце, он видит перед собой путь и может избежать опасностей. Таким образом, Божье Слово подобно дневному свету, благодаря которому человек идет по правильному пути. У тех, кто повинуется Божьему Слову и слушается Его заповедей, есть небесный Проводник и Руководитель; и, обладая такой уверенностью, они безбоязненно идут по пути. На основании отрывка Пс. 90:11, мы знаем, что у людей, которые следуют Божьими путями, есть ангелы-хранители, защищающие их, так что они не претыкаются о камень ногою. Поэтому Иисус, подкрепляемый такой уверенностью, храбро направляется в Иудею, не боясь, что Его могут побить камнями. Не стоит бояться сойти с пути, когда Бог, подобно солнцу, освещает наш путь.

Этот текст учит нас, что если человек живет неправедно, без света Божьего Слова, то он собьется с пути и потеряет жизнь. Те, которые думают, что они слишком мудры, и в то же время не обращаются к Богу и не принимают Его духа, чтобы Он руководил всеми их действиями, – слепцы, бродящие во тьме. Есть только один правильный путь – целеустремленно держаться Слова Божьего и следовать за Ним. Это незыблемое правило жизни, которому мы должны следовать с совершенной уверенностью, ведет к благим последствиям, так как Бог, руководя нашей жизнью, желает нам только добра. Очень важно для нас понять, что как только верующий делает шаг на пути послушания Богу, сатана незамедлительно возводит пред ним тысячи препятствий, состоящих из различных опасностей, которые служат только одной цели – воспрепятствовать нашему продвижению по этому пути. Тем не менее Господь изливает на нас Свой свет и призывает идти вперед. Мы должны быть смелыми, несмотря на то что впереди нас может ожидать смерть. Мы должны поступать так, потому что Бог никогда не призывает нас идти по этому пути, не подкрепляя нас в то же время Своим обетованием; и это обетование дарует нам твердую уверенность в том, что, пребывая под Божьей властью, в итоге мы получим от Него благо и благословение. Это наша колесница; всякий, кто едет на ней, никогда не устанет и не будет повержен. Пусть даже препятствия на нашем пути так велики, что мы не способны преодолеть их собственными силами, на пути к нашему месту назначения мы всегда сможем преодолеть препятствия с помощью дарованных нам крыльев (средств и возможностей. – Прим. пер. и ред.); не потому что ничего плохого не происходит с верующими, но потому что само это плохое, с которым они сталкиваются, является вспомогательным средством, ведущим их к спасению.

«И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (Иоан. 7:30).

У них было достаточно и желания, и рвения навредить Христу. У них были также и возможности. Тогда почему, учитывая эти обстоятельства, они оказались беспомощными, как если бы кто связал их по рукам и ногам? Потому что, как объясняет Иоанн, еще не пришло время Христу пострадать; под этим апостол подразумевает, что Бог Сам защищал Иисуса, сдерживая их ярость и неистовство. В то же время Он принимает и устраняет позор креста; ибо, слыша о том, что Христос был предан смерти не по воле человеков, но предопределен стать жертвой Отцом, мы более не смущаемся. На этом основании можно вывести общую истину, согласно которой наша жизнь день за днем и смерть находятся в руках Бога. Трудно поверить (но это так), что мы, хотя и подвержены стольким бедам, страданиям от рук коварных людей и животных, а также множеству болезней, тем не менее пребываем в безопасности, доколе Бог не призовет нас в угодное Ему время. Наш долг – восполнять нехватку доверия. Во-первых, мы должны твердо держаться истины, преподанной в этом тексте, во-вторых, четко видеть перед собой цель, в-третьих, внимать призыву, согласно которому мы должны все заботы возложить на Бога, выполнять свои обязанности, не допуская, чтобы по причине беспокойства и страха мы ими пренебрегали. Пусть каждый человек исполняет то, что ему предназначил Бог. Ибо это неправильно, когда человек полагается на Божье провидение и при этом не исполняет Божьего предназначения в собственной жизни.

«Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества, и взял в руку свою копье» (Чис. 25:7).

Храбрость Финееса достойна славы. В то время как остальные ничего не делали, он, пылая праведным гневом, выразил готовность наказать преступников закона. Бездействие остальных косвенно осуждается, хотя их слезы заслуживают похвалы. Но поскольку они фактически оцепенели из-за своего горя, их благочестие не было совершенным. Конечно, когда необузданная порочность людей подобна бушующему морю, неудивительно, что благочестивые люди чувствуют себя бессильными или падают духом. Тем более славно рвение Финееса, который без колебаний выступил против такого множества нечестивых преступников, безудержно предававшимся собственным похотям.

Кто-то может возразить, что он как священник перешел границы дозволенного, взяв в руки меч, хотя Бог его к этому не призывал. Но у меня ответ готов. Призвание не всегда ограничивается обычными обязанностями, так как Бог время от времени дает Своим служителям исполнять новые и необычные функции. Конечно, у Финееса как священника не было права наказывать преступников, тем не менее он был особым образом призван Богом к данному служению и повиновался повелению Святого Духа.

Однако на примере этого особого случая не стоит выводить общее правило. Бог волен призывать Своих служителей выполнять такие особые поручения, какие Ему угодно; и одобрение Богом действий Финееса служит достаточным доказательством того, что этот священник выполнял Его волю. Таким образом, можно с уверенностью заключить, что Финеес исполнял Божье поручение, ведь Бог признал, что поступок Финееса угоден Ему. Подобная мысль прослеживается также в отрывке из Псалмов, 105:31. Но если некий человек от избытка рвения в частном порядке начнет карать преступников подобным образом, он не сможет сослаться на пример Финееса, если только он глубоко не убежден в том, что выполняет Божью волю.

Мы не должны забывать, что сказал Христос ученикам, когда те захотели последовать примеру Илии и свести огонь на всех, кто их не принял: «Не знаете, какого вы духа» (Луки 9:55). Если наше рвение одобрено Богом, то оно должно умеряться духовной мудростью и подчиняться Божьей власти. Только Святой Дух должен руководить нами и объяснять, что правильно, а что нет.

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое» (Матф. 6:9–10).

Перед тем как произнести молитву, нам следует помнить о двух самых важных вещах: во-первых, о том, что у нас есть доступ к Богу, и во-вторых, о том, что мы можем целиком и полностью полагаться на Него, зная о Его отцовской любви к нам и безграничном милосердии; о том, что Он с готовностью внимает нашим молитвам и, что самое главное, всегда готов помочь нам. Христос называет Бога Отцом и таким образом предоставляет нам достаточно оснований, чтобы мы могли всецело полагаться на Него. Но так как мы уповаем на Бога только частично по причине Его благости, Он далее показывает нам Божью силу. Святое Писание, говоря о том, что Бог на небесах, подразумевает, что Он – Владыка всего сущего, в деснице Которого все мироздание. Все сущее поддерживается Его могуществом и управляется Его провидением. Давид говорит в Псалмах, 2:4: «Живущий на небесах посмеется…», и 113:11: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет».

Другими словами, выражение «Бог на небесах» не означает, что Он там буквально находится, ибо «…небеса небес не вмещают Его» (2-я Пар. 2:6). Данный оборот речи показывает, что Он отделен от всех творений, и предупреждает нас о том, что мы не должны мыслить о Нем земными категориями, так как Он превыше всего мира. Таким образом, Христос прежде всего хотел помочь ученикам укрепить их веру в Божью благость и силу. Ведь если наши молитвы не пронизаны такой верой, они вряд ли принесут нам пользу. Какой глупостью и безумным высокомерием было бы наше обращение к Богу как к Отцу, если бы мы не были приняты как Его дети в тело Христово! Таким образом, мы молимся правильно, только если обращаемся к Богу, полагаясь на Посредника Иисуса Христа.

«Да святится имя Твое». Итак, сказанное мною ранее становится более ясным. Первые три прошения учат нас смиряться пред славой Бога; не потому что слава Божия не имеет никакого отношения к спасению, но потому что величие Бога заслуживает того, чтобы о нем упоминать прежде всего. Великая польза для нас в том, что Бог царствует и Ему принадлежит вся слава, ибо никто из людей не сможет ревностно желать прославлять Бога, если только не отречется себя, взирая на превознесенного и славного Господа. Более того, существует тесная связь и подобие между этими прошениями. Где святится имя Бога, там и Его царство, а основная характеристика царства состоит в том, что исполняется Его воля. Осознавая, насколько мы холодны и как медлительны в выборе величайших благ, о которых, согласно повелению Господа, нам следует молиться, мы понимаем, как важно и полезно отметить отличительные черты каждого из трех прошений.

«Святить имя Бога» означает воздавать подобающую Ему честь, то есть люди не должны думать или говорить о Нем без надлежащего глубочайшего почтения. Противоположностью освящения является осквернение, возникающее, когда люди забывают о Божьем величии или не воздают надлежащие Ему как Богу почести. Слава, посредством которой святится имя Бога (людьми) исходит и зависит от общечеловеческого знания о Его мудрости, благости, праведности, силе и всех остальных превосходных качествах Бога. Конечно, Бог свят всегда, тем не менее люди своевольно и нечестиво порочат Его святость, оскверняя ее нечистыми помыслами и деяниями. Поэтому суть этого прошения заключается в том, что Божья слава может сиять в этом мире и подобающим образом превозноситься среди людей. Религия по настоящему жива и действенна лишь тогда, когда люди исповедуют, что все Божьи деяния истинны, праведны и достойны хвалы. В таком случае люди внимают Божьему Слову в послушании веры, одобрительно отзываясь о Его благоволении и деяниях. Наша вера, посредством которой мы внимаем Божьему Слову, представляет собой наше признание (подпись) того, что Бог верен (Иоан. 3:33); в то время как неверие и пренебрежение Его Словом является величайшим оскорблением Бога.

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал…» (Иоан. 17:1).

Упоминание Иоанном о том, как Христос молился, возведя очи к небесам, указывает на Его необычайное духовное рвение. Своим положением Христос засвидетельствовал, что в духе Он, скорее, был на небе, чем на земле, и, отрешившись от мира людей, пребывал в общении с Богом. Он возвел Свой взор к небесам не потому, что Бог, наполняющий небо и землю, пребывает там, но потому, что они провозглашают Его славу особым образом. Кроме того, призывая нас возвести очи к небесам, Он превозносит Бога над всеми Его творениями. По этой же причине мы можем во время молитвы поднимать руки. Так как человеческое естество является ленивым и медлительным, а человеческий разум склонен к земным вещам, мы нуждаемся во вспомогательных средствах, в колесницах, на которых мы можем вознестись к Богу. Кроме того, подражая Христу, будем осторожны, дабы наше внешнее положение соответствовало нашему внутреннему, духовному состоянию, чтобы внешних проявлений не было больше, чем внутреннего наполнения. Наши глаза, руки, язык, все тело должны отражать наше внутреннее состояние.

Поведение мытаря, которые опустил свои глаза, не противоречит этому стиху (молитвенному положению Христа). Хотя его взор поник, так как он стыдился своих грехов, все же он, будучи в таком положении, не утратил уверенности, молясь о прощении. Христос мог молиться иначе, так как Ему нечего было стыдиться. Сам Давид в зависимости от обстоятельств молился, либо возведя очи к небесам, либо потупив взор.

89 Официальный титул папы Римского, Pius Episcopus, servus servorum Dei, используется со времен Григория Великого, с шестого столетия от Р. Х. В настоящее время эти слова присутствуют в папских буллах в качестве стандартного заглавия.

http://www.ccel.org/ccel/calvin/calcom.x.html

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: