Трактат о Вечере нашего Господа, в котором представлено ее истинное установление и польза

21
Май
2010

Жан Кальвин

Причина, по которой многие души с немощной совестью пребывают в неведении относительно истинного учения о Вечере Господней

Так как святое таинство Вечери нашего Господа Иисуса Христа на протяжении длительного времени служило причиной возникновения нескольких существенных заблуждений, которые за прошедшие несколько лет были вновь использованы в различных мнениях и бурных обсуждениях. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что множество душ с немощной совестью, пребывая  в сомнениях и растерянности, никак не могут решить, какой же взгляд им принять,  и ожидают, пока прекратятся все раздоры, и служители Божьи придут к единому мнению по данному вопросу. Весьма опасно не иметь уверенности относительно этого Божьего установления, понимание которого так важно для нашего спасения, поэтому я подумал, что было бы чрезвычайно полезным вкратце рассмотреть этот вопрос, составив краткое изложение самого необходимого, что нам следует знать об этом учении. Могу лишь добавить, что некоторые достойные люди, просьбе которых я не мог отказать, попросили меня заняться исследованием этого вопроса. Дабы не испытывать всевозможные трудности, было бы полезным соблюдать представленный мной порядок изложения.

Порядок изложения, который необходимо соблюдать в данной работе

Во-первых, мы объясним, зачем и по какой причине наш Господь установил это святое таинство.

Во-вторых, какой плод и пользу мы получаем от Вечери Господней, а также будет показано, как нам было даровано Тело Иисуса Христа.

В-третьих, каково ее законное применение.

В-четвертых, мы детально рассмотрим ошибки и суеверия, которые оказывают пагубное влияние на это учение, и покажем, как служители Божии должны отличаться от папистов.

И в конце мы поговорим о том, что же является источником горячих обсуждений даже среди тех, кто в наше время способствовал распространению света Евангелия, служа делу наставления Церкви в правильном учении.

Во время крещения Бог принимает нас в Свою Церковь как членов Своей семьи

Относительно первого раздела можно сказать следующее. Так как было угодным нашему благому Богу принять нас в Свою Церковь, в дом Свой, который Он желает поддерживать и им управлять, и так как Он принял нас не как слуг, а детей, то как любящий и заботливый отец, он насыщает нас и обеспечивает всем необходимым для нашей жизни. Эта общая пища, которую принимают как добрые так и злые, не является чем-то странным для Божьей семьи. Верно то, что у нас есть доказательство Его отцовской благости в подкреплении тел наших, когда мы принимаем все блага, которые Он изливает на нас в Своих благословениях. Как жизнь, для которой Он заново родил нас, является духовной, такой должна быть и пища, дабы сохранить и укрепить нас в нашем духовном состоянии. Нам следует понимать, что Бог призвал нас к обладанию Своим небесным наследием  не только в будущем, но упованием Он уже в некоторой степени даровал нам все богатство этого наследия. Ведь Он не только обещал нам жизнь, но уже даровал нам ее, избавил нас от смерти, усыновив нас Себе, Он родил нас свыше  от нетленного семени – Своего Слова, запечатленного в сердцах наших Духом Святым.

Достоинства и функции Слова Божьего по отношению к нашим душам

Для поддержания духовной жизни крайне необходимо насыщать не тела наши тленной, преходящей пищей, но питать наши души наилучшими и драгоценнейшими духовными яствами. Все Святое Писание говорит нам, что духовная пища, благодаря которой подкрепляются души наши – это то же Слово, которым наш Господь нас возродил. Писание также часто напоминает, что в этом Слове нам дан Иисус Христос, единственная Жизнь наша. Нам не следует воображать, что существует некая жизнь вне Бога. Но как Бог вложил всю полноту жизни в Иисуса, дабы передавать ее нам с помощью Своих средств, так Он сделал Свое Слово орудием, с помощью которого Иисус Христос во всей своей благодати изливается на нас. Всегда будет оставаться верным и истинным утверждение о том, что единственным источником нашего насыщения может быть только Иисус Христос. Поэтому, наш небесный Отец, заботясь о нашем насыщении, дарует нам только Иисуса, советуя нам насыщаться только Им, как обильной и достаточной пищей, благодаря которой мы не будем иметь недостатка, и вне которой мы ничего лучшего не найдем.

Иисус Христос — единственное духовное насыщение наших душ

Мы уже отметили, что Иисус Христос является единственной пищей, которой могут насытиться наши души. Так как эта пища дарована нам Словом Господа, которое Бог определил быть Своим орудием для этой цели, это Слово также названо хлебом и водою. Все вышесказанное о Слове в равной мере применимо и к таинству Вечери Господней, посредством которой Бог делает нас сопричастниками Христу. Осознавая, что по причине свой немощи мы не можем принять Христа истинной, сердечной верою посредством учения и проповеди, Отец всякого милосердия не посчитал тщетою снизойти к нашим немощам, возжелав добавить к Своему Слову видимый знак, с помощью которого Он может представить сущность Своих обетований, утвердить и укрепить нас, избавляя от всякого сомнения и неуверенности. В таком случае, есть что-то таинственное и непостижимое в высказывании о том, что мы причастны Телу и Крови Иисуса Христа, но мы, со своей стороны, до такой степени грубы и невежественны, что не можем понять даже незначительнейших вещей Божьих. Вот почему было крайне важно объяснить эту истину на нашем уровне понимания.

Причина, по которой наш Господь учредил Вечерю

Наш Господь учредил Вечерю в первую очередь для того, чтобы в наших душах поставить знак и печать Божьих обетований, содержащихся в Евангелии относительно нашей причастности к Его Телу и Крови, и даровать нам уверенность в том, что Тело и Кровь являются нашей истинной духовной пищей, принимая которую мы можем всецело полагаться на наше спасение. Во-вторых, дабы научить нас понимать и признавать Божью великую благость к нам, и таким образом прославлять и возвеличивать Его еще больше. В-третьих, чтобы призвать нас, как членов Иисуса Христа, к святости и чистоте, а особенно к единству и братскому милосердию. Если мы внимательно рассмотрим три причины, по которым Господь учредил Свою Вечерю, тогда мы сможем понять, какая в ней заключена для нас польза и каковы наши обязанности по ее правильному использованию.

Средства для познания великой пользы Вечери

Теперь наступило время рассмотреть второй раздел, чтобы показать какую пользу приносит нам Господня Вечеря. Мы знаем о ее пользе благодаря рассмотрению нашей немощной природы, укрепить которую и призвано это святое таинство. Мы должны испытывать сильные угрызения совести, проверяя свое духовное состояние и исследуя, что в нас есть. Ведь ни один из нас не сможет найти в себе ни малейшей толики праведности. На самом деле, все мы полны грехов и преступлений. Их так много, что нет необходимости в постороннем обвинителе. Для такого осуждения вполне достаточно собственной совести. Из этого следует, что гнев Божий возгорается на нас, и ни один человек не сможет избежать вечной смерти. Если бы мы не были такими несведущими и глупыми, тогда бы эта ужасающая мысль была бы для нас как непрекращающийся ад, немилосердно терзающий наше сознание. Суд Божий не может прийти нам на память,  не показав, что осуждение является следствием нашего состояния.

Плачевное состояние человека

В таком случае, мы уже находимся в пропасти, и если милосердный Бог не вытащит нас из нее  – останемся там навеки. Более того, какую надежду на воскресение мы можем иметь, если будем полагаться только на свою плоть, которая  определена на гниение и разложение? В таком случае, в отношении как души так и тела, мы, оставаясь такими как есть, более чем несчастны, и это плачевное состояние может произвести еще большую печаль и томление духа. Однако, наш небесный Отец, приходя на помощь, дарует эту Вечерю как зеркало, в котором мы можем созерцать нашего Господа Иисуса Христа, Который был распят, чтобы загладить все наши грехи и преступления, и воскрес из мертвых, дабы избавить нас от тления и смерти, восстанавливая нас в небесном бессмертии.

Вечеря приглашает нас к обетованиям спасения

Существует необыкновенное утешение, которое мы можем получить из Господней Вечери. Она направляет и ведет нас к кресту Иисуса Христа и Его воскресению, дабы убедить  в том, что, несмотря на наши грехи, Господь  признает и принимает нас как праведных людей. Какие бы прегрешения, заслуживающие смерти, не были в нас, Он дарует нам жизнь, в каком бы ужасном состоянии мы не пребывали, Он наполняет нас блаженством. Говоря простым языком, так как сами в себе мы лишены всякого блага и не обладаем даже наималейшей частицей, которая помогла бы заслужить для нас спасение, Вечеря Господня – это свидетельство того,  что, будучи причастниками смерти и страданий Иисуса Христа, мы обладаем всем необходимым и полезным для нашего спасения.

В Вечере Господней представлены все сокровища духовной благодати

Итак, мы можем утверждать, что в этом таинстве Господь показывает нам все сокровища Своей духовной благодати, ввиду того, что Он дарует нам все благословения и богатства нашего Господа Иисуса. Давайте снова вспомним, что Вечеря Господня дарована нам как зеркало, в котором мы можем созерцать Иисуса Христа, распятого для того, чтобы избавить нас от проклятья; воскресшего из мертвых, чтобы приобрести для нас праведность и вечную жизнь. Верно и то, что эта же благодать предлагается нам Евангелием, но все же  в Вечере Господней мы имеем большую уверенность и более полную радость, и с достаточным основанием  признаем, что этот плод  исходит от нее.

Иисус Христос — содержание таинств

Так как благословения Иисуса Христа вовсе не принадлежат нам, если мы прежде не принадлежим Ему, тогда крайне важно, чтобы Он был дарован нам в Вечере, дабы все то, о чем мы упоминали, могло на самом деле совершиться в нас. По этой причине я склонен утверждать, что Господь Иисус является содержанием таинств, а также их действенностью, благами и благословениями, которыми мы обладаем благодаря им. Действенность таинств является подтверждением для нас того примирения с Богом, которое мы имеем  посредством страданий и смерти нашего Спасителя;  омытия наших душ благодаря  Его пролитой крови,  праведности, которую мы имеем в Его послушании, вкратце, в надежде нашего спасения, которая у нас есть во всем том, что Он совершил для нас. В таком случае, крайне необходимо, чтобы содержание таинств соответствовало этим истинам, так как в противном случае у нас не будет ни твердого основания, ни полной уверенности. Следовательно, можно утверждать, что в Вечере нам представлены: во-первых, Иисус Христос, Который является источником и содержанием всех благ, и, во-вторых, плод и действенность Его страданий и смерти. Все эти истины подтверждаются Его словами. Заповедав нам вкушать Свое Тело и пить Свою Кровь, Он добавляет, что Его Тело было предано смерти ради нас, а Кровь пролита для отпущения наших грехов. Таким образом, Иисус Христос объясняет нам, что, во-первых, мы должны не просто вкушать хлеб и вино, не размышляя о Его Теле и Крови, но понимать, что мы принимаем их как плод Его смерти и воскресения, а во-вторых, что  можем наслаждаться этим плодом, только становясь причастниками Его крови и плоти, из которых Он и был произведен.

Почему хлеб назван Телом, а вино Кровью Христа

Мы подходим к рассмотрению вопроса, который обсуждался огромное количество раз как в древности, так и в наше время. Как нам понимать утверждения, что хлеб — Тело Христово, а вино — Кровь Христова? На этот вопрос можно ответить без особых затруднений, если мы будем последовательно придерживаться принципа, в котором утверждается, что все блага, содержащиеся в Вечере, были бы уничтожены целиком и полностью, если бы Христос Иисус не был дарован нам в этом таинстве, как его содержание и основание. Понимая эту истину, мы, вне сомнений, будем исповедовать, что отрицание истинного общения Иисуса Христа, представленного в Вечере, делает это святое таинство поверхностным и бесполезным, что есть отвратительным богохульством, которое не следует слушать.

Что требуется для жизни во Христе Иисусе

Кроме того, если основанием для общения с Иисусом Христом является обладание всеми благами, которые Он приобрел для нас Своей смертью, тогда нам необходимо быть не только причастниками Его Духа, но и участвовать в Его человеческой природе, в которой Он в совершенстве подчинился Богу Отцу, дабы оплатить все наши долги, хотя одно не может существовать без другого, ибо когда Господь отдает Себя нам, Он желает, чтобы мы обладали Им во всей полноте. Итак, как было сказано, что как Дух является нашей жизнью, так и сам Господь Своими собственными устами провозглашает, что Его Тело есть хлеб, а Кровь есть вино (Ин. 6:55). Если эти слова истинны, тогда это значит, что если мы желаем пребывать во Христе, тогда Его Тело и Кровь должны быть пищей для наших душ. Эта истина со всей очевидностью проявлена в Вечере Господней, когда говорится, что нам нужно взять хлеб и вкушать его, то есть, вкушать Тело Христа, и взять чашу с вином и выпить ее, то есть, выпить Кровь Христа. Такие яркие выражения о Теле и Крови используются для того, чтобы в них мы научались видеть сущность нашей духовной жизни.

Каким образом хлеб и вино являются Телом Христа

Если бы нам задали вопрос, является ли хлеб Телом Христа, а вино Его Кровью, мы бы ответили, что хлеб и вино – это видимые знаки, которые представляют нам Тело и Кровь Господа. Такие названия тела и крови даны по одной причине – они являются средствами, с помощью которых Господь раздает их нам. Такая форма и стиль речи очень подходят для этой цели. Ибо общение, которое мы имеем с Телом Христовым, непостижимо не только для глаз,  но и для других органов чувств. Однако, эти знаки видимым образом показывают   общение со Христом. Существует еще один, аналогичный этому, поразительный пример. Наш Господь, желая представить видимое проявление Своего Духа во время крещения Христа, явил Его в виде голубя. Святой Иоанн Креститель, описывая это событие, говорил, что увидел нисходящего с небес  Духа Божия. При более внимательном рассмотрении мы можем сделать вывод, что он увидел именно голубя, в то время как Святой Дух, в Своей сущности, невидим. Прекрасно понимая, что это видение не было лишь иллюзией, а истинным знамением присутствия Святого Духа, Иоанн, не сомневаясь ни на йоту, утверждал, что он действительно видел Его (Ин. 1:32), так как это видение было дано ему на уровне его восприятия действительности.

Таинство представлено видимыми знаками

Итак, общение, которое мы имеем в Теле и Крови Иисуса Христа, является духовной тайной, которую невозможно ни увидеть  нашими глазами, ни постичь человеческим разумом. Вот почему оно представлено нам видимыми знаками, в соответствии с потребностями нашего немощного понимания. Однако они не являются всего лишь пустыми бессодержательными знаками, но тесно взаимосвязаны с действительностью и наполнены содержанием. Итак, есть важная причина, чтобы хлеб назвать Телом,  так как он не только представляет действительность, но и передает нам ее. Таким образом, мы приходим к заключению, что название Тела Иисуса Христа передается хлебу, который является как таинством, так и символом. Следует добавить, что таинства нашего Господа невозможно и нельзя отделять от их действительности и содержания. Конечно, разумно и полезно указывать на отличия, дабы избежать их смешения, но абсурдно разделять их, думая, что они могут существовать по отдельности.

Истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, принимаемое только верою

Итак, когда мы наблюдаем видимый знак, нам следует поразмыслить над тем, что он представляет, и  кто дарует его нам. Хлеб дан нам, дабы представить Тело Иисуса Христа с повелением вкушать его. Он дарован нам Богом, Который является несомненной и неизменной истиной. Если Бог не может обманывать или лгать, тогда мы можем сделать вывод, что Его таинство включает в себя все, что оно представляет. В таком случае, мы должны принимать в Вечере Тело и Кровь Иисуса Христа, так как Господь представляет общность и того, и другого. Если бы это не было так, что тогда бы значили слова, что нам следует есть хлеб и пить вино как знак того, что Тело Христово есть наша пища, а Его Кровь –  питие. Если Иисус Христос дарует нам только хлеб и вино, игнорируя их духовную реальность, тогда можно ли говорить об истинности учрежденных Им таинств?

Вечная сущность соединяется с видимыми знаками

В таком случае нам следует исповедать, что если изложенное Богом в Вечере является истинным, и вечная сущность таинства взаимосвязана с видимыми знаками, тогда Тело и Кровь Христа преподаются нам, дабы мы стали Его сопричастниками. У нас есть достаточное основание быть довольными, когда мы понимаем, что Иисус Христос преподает нам в Своей Вечере настоящую сущность Своего Тела и Крови, дабы мы обладали ею во всей полноте и могли быть причастны ко всем Его благословениям. Созерцая эти видимые знаки, мы понимаем, что обладаем Христом, а все Божьи богатства, пребывающие во Христе, явлены нам, чтобы стать нашими. Таким образом, в качестве краткого определения полезности Вечери, можно сказать, что в ней дарован Иисус Христос, дабы мы обладали Им, а в Нем и всей полнотой благодати, которую мы так желаем обрести. В таком случае, мы получаем серьезную поддержку для  утверждения в вере во Христа.

Вечеря Господня напоминает нам об ответственности пред Богом

Вторая польза от Вечери заключается в том, что она призывает нас более высоко ценить полученные благословения, и принимать их ежедневно от Господа Иисуса Христа, дабы мы могли воздать подобающую Ему честь и хвалу. Ибо сами по себе мы до такой степени нерадивы и беспечны, что почти не думаем о благости Божьей, пока Он не пробудит нас от праздного сна и не призовет исполнять наши непосредственные обязанности. Нет более сильного стимула, который может побудить нас к действиям, чем когда Бог производит в нас, так сказать, способность видеть глазами, касаться рукой и четко осознавать неисчислимые благословения от насыщения Его собственной сущностью. Господь подразумевает эту истину, повелевая нам провозглашать Его смерть, доколе Он придет (1 Кор. 11:26).  Если так важно для спасения не забывать о дарах, которыми нас одарил Господь, постоянно помнить о них, используя их в церкви для взаимного укрепления, тогда нам следует увидеть еще одно преимущество Вечери.  Она выводит нас из состояния неблагодарности и позволяет  не забывать о пользе, дарованной нам в смерти Иисуса Христа, и побуждает нас прославлять и благодарить Его, открыто провозглашая, как многим мы Ему обязаны.

Вечеря Господня является сильным побуждением к святой жизни и братской любви

Третье преимущество этого таинства заключается в мощном побуждении к святой жизни, и особенно к милости и братской любви ко всем. Понимая,  что мы являемся членами Иисуса Христа, причастными Ему и объединенными с Ним как с нашим Главой, было бы весьма разумным для нас сообразоваться с Ним в чистоте и святости, особенно практикуя милосердие и единство, как члены одного Тела. Но чтобы правильно понять  это преимущество, нам не следует предполагать, что наш Господь предупреждает, призывает и воспламеняет наши сердца только с помощью внешних знаков. Ибо основополагающий принцип заключается в том, что Он действует внутри нас  Своим Святым Духом, дабы даровать действенность Своему установлению, которое Он предопределил для этой цели, как средство, с помощью которого Он желает совершать в нас Свою работу. Так как сила Святого Духа взаимосвязана с таинствами, тогда, если мы правильно принимаем их, у нас есть основания надеяться, что они окажутся действенным средством и подспорьем в нашем  возрастании в святости жизни и, в особенности, в милосердии.

Что значит осквернить Святую Вечерю, то есть совершить великий грех

Давайте приступим к рассмотрению третьего раздела, о котором я говорил в начале этого трактата, а именно, о законном использовании таинства Вечери, которое состоит из почтительного соблюдения Господнего установления. Всякий, кто участвует в этом таинстве  неуважительно и безразлично, не заботясь следовать призыву Иисуса Христа, упорно злоупотребляет Вечерей, и, злоупотребляя, оскверняет ее. Осквернение и извращение того, что Бог освятил, является недопустимым богохульством. Не без причины тогда святой Павел провозглашает осуждение всем, кто участвует в ней недостойно (1 Кор. 11:29). Ибо если на небе и на земле нет ничего более ценного и достойного, чем Тело и Кровь нашего Господа, тогда участие в Вечере Господней без подготовки и размышления не может быть какой-то незначительной виной.   Вот почему Павел призывает нас внимательно исследовать самих себя, дабы воспользоваться благами таинства правильным образом. Когда мы осознаем, каким должно быть это исследование, тогда только сможем использовать его так, как от нас требуется.

Способ исследования самих себя

Здесь нам следует быть всегда начеку. Так как мы не можем быть слишком старательными в исследовании самих себя, как того требует Господь, то, с другой стороны,  доктора софистики ввергли бедные души в опасное и затруднительное состояние, а лучше сказать, в ужасающую геенну, требуя такого исследования себя, которое невозможно провести ни одному человеку. Дабы освободить себя от всех этих затруднений, нам следует акцентировать наше внимание, как я упоминал ранее, только на Господнем установлении, как единственно верном правиле, которое, если мы будем следовать ему, не позволит нам ошибиться. Следуя этому правилу, мы должны проверить, есть ли у нас искреннее покаяние и истинная вера в нашего Господа Иисуса Христа. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, так что одна не может существовать без другой.

Дабы стать причастниками Христовых благословений, нам следует                               отречься от самих себя

Если наша жизнь пребывает во Христе, тогда мы должны признать, что в таком случае, мы мертвы для самих себя. Если мы стремимся обрести силу в Нем, нам следует понимать, что сами по себе мы крайне слабы. Если мы думаем, что полнота нашего блаженства пребывает в Его благодати, тогда  должны осознать, до какой степени мы будем несчастными, если утратим ее. Если наш покой в Нем, тогда, пребывая вне Его, мы обречены  испытывать лишения и страдания. Такие чувства не могут существовать, во-первых, без глубокого осознания неудовлетворенности всей своей жизнью, во-вторых, без беспокойства и страха, и, в-третьих, без любви и стремления к праведности. Ибо тот, кто знает всю порочность своих грехов и убожество своего состояния отчуждения от Бога, испытывает такой жгучий стыд, что становится недовольным  собой, осуждает себя, горестно вздыхая и рыдая в великой печали. Более того, Божья праведность незамедлительно предстает перед таким человеком и пронзает его греховную совесть острыми мучениями, осознанием отсутствия каких-либо средств спасения и пониманием того, что ему нечего сказать Богу в свою защиту. Осознавая  свое плачевное положение, мы начинаем намного лучше понимать Божью благость. Только в таком случае у нас появится желание в своем поведении  руководствоваться Божьей волей и отрекаться от своей прошлой жизни, дабы в Нем стать новым творениям.

Необходимые условия для достойного участия в Вечере Господней

Если мы желаем достойно принять участие в Вечере Господней, тогда нам необходимо с твердым сердечным убеждением считать Господа Иисуса нашей единственной праведностью, жизнью и спасением, получая и принимая обетования, которые Он даровал нам как верные и непоколебимые, отвергая всякое иное упование, дабы, не полагаясь на самих себя или других, мы могли целиком и полностью пребывать в Нем, довольствуясь только Его благодатью. Мы можем пребывать в таком состоянии, только осознав всю важность Его помощи, и имея твердое убеждение в своем плачевном положении. Только в таком случае мы будем жаждать и алкать Его. Ведь на самом деле было бы странным идти на поиски пищи, не испытывая при этом голода. Чтобы у человека был хороший аппетит, его желудок должен быть не только пустым, но и правильно функционировать, будучи способным принимать пищу. Из этого следует, что наши души должны испытывать голод и жгучее желание насытиться, дабы найти насыщение в Вечере Господней.

Необходимость самоотречения

Более того, следует помнить, что мы не можем жаждать Иисуса Христа без стремления к праведности Божьей, которая состоит из самоотречения и повиновения Его воле. Ибо нелепо считать себя частью Тела Христова, пребывая в безнравственности и ведя распутную жизнь. Так как во Христе пребывает только чистота, доброта, трезвость, истина, смирение и другие, подобные им добродетели, тогда, если мы желаем быть членами Христова Тела, всякая нечистота, невоздержанность, ложь, гордость и другие пороки должны быть удалены от нас. Ибо мы не можем смешать их с Иисусом Христом, при этом не оскорбив и не обесчестив  Его. Нам следует постоянно помнить, что между Христом и нечестием существует такое же согласие, как и между светом и тьмой. Итак, если мы желаем принести истинный плод покаяния, тогда необходимо, чтобы вся наша жизнь следовала примеру Иисуса Христа.

Особенно необходимо милосердие

Хотя это стремление относится ко всем сторонам нашей жизни, оно должно быть особенно проявлено в отношении милосердия, которое, превыше всех других добродетелей, рекомендуется нам в этом таинстве. Ведь по этой причине оно и названо узами милосердия. Как хлеб, освященный в этом таинстве для совместного вкушения, состоит из многих зерен, которые так перемешаны друг с другом, что неотличимы один от другого, так и мы должны быть смешаны друг с другом в неделимом братстве. Более того, мы все принимаем в этом таинстве  одно Тело Христово. Если в нашей среде вражда и несогласие, тогда мы разрываем Христа на части и становимся виновными в настоящем святотатстве. Итак, мы не должны ни при каких обстоятельствах участвовать в Вечере Господней, если наши сердца преисполнены ненависти и злобы к любому человеку, а тем более к христианину, который пребывает в единстве Церкви. Дабы полностью соответствовать Господнему установлению, нам необходимо сделать еще кое-что — исповедать своими устами и засвидетельствовать о том, насколько мы обязаны нашему Спасителю, и воздать Ему честь и хвалу не только для того, чтобы Его Имя было прославлено в нас, но также с целью укреплять других христиан, показывая своим примером, как им следует поступать.

Все люди несовершенны и достойны осуждения

Так как нет ни одного человека на земле, который бы возрос в вере и святости и не имел бы изъяна ни в первом, ни во втором, то существует опасность, что несколько добрых душ могут чрезвычайно обеспокоиться  высказанными мной словами, если мы не избежим этого, «смягчая предписания, о которых мы говорили, относительно веры и покаяния». Некоторые становятся сторонниками весьма опасного учения, которое требует от людей совершенного сердечного упования и совершенного покаяния, и исключает всех, кто не подходит под эти критерии. Но, поступая таким образом, они исключают всех людей мира, до одного. Где тот человек, который может с чистой совестью похвастаться тем, что не запятнан ни малейшей тенью недоверия Господу, что он не является рабом какого-либо порока или немощи? Конечно, у детей Божьих есть вера, благодаря которой они могут постоянно молиться: «Господи, помоги нашему неверию». Ибо греховная болезнь так укоренилась в нашем естестве, что получить полное исцеление от нее мы можем только когда будем освобождены из темницы тела. Более того, чистота жизни, в которой они пребывают, проявляется лишь в том, что у них есть возможность ежедневно молиться как за отпущение грехов, так и о благодати для дальнейшего возрастания в вере. Хотя некоторые люди более, а другие менее совершенны, все же нет ни одного, кто бы оставался совершенным во всех отношениях. В таком случае, Вечеря Господня была бы не только бесполезной, но и вредной для всех людей. Вот почему так важна вера, против которой нечего будет сказать. Если бы Бог ничего не даровал Своей Церкви для ее исцеления, тогда Он противоречил бы Своему собственному намерению.

Наши несовершенства не должны угашать надежду на спасение

Хотя мы понимаем, что наша вера несовершенна, а совесть, будучи не совсем чистой, не обвиняет нас во множестве грехов, это не значит, что мы не должны участвовать в Вечере Господней. Ведь пребывая в  немощах, мы, тем не менее, чувствуем в своих сердцах , что  уповаем на спасение во Христе без лицемерия и притворства и желаем жить по правилу Евангелия. Я говорю категорично и без лицемерия. Ибо есть много людей, которые обманывают себя бесплодной лестью и уверяют самих себя в том, что, греша, вполне достаточно только осудить свои грехи или отказаться от них на некоторое время, дабы позже незамедлительно возвратиться к ним. Истинное покаяние непоколебимо и постоянно. Оно побуждает нас бороться со злом, пребывающим в нас, не день или неделю, но неустанно, непрерывно.

Несовершенства верующих должны побуждать их принимать участие в Вечере

Чувствуя в своей душе сильную неприязнь и ненависть ко всем грехам, имея страх Божий и желание жить праведно, дабы угодить нашему Богу, мы можем участвовать в Вечере Господней, несмотря на остатки немощи, которые  носим в своей плоти. Если бы мы не были слабыми, подверженными неверию и несовершенной жизни, тогда это таинство было бы бесполезным для нас. В таком случае, было бы бессмысленным устанавливать его. Вечеря является целебным средством, которое Господь даровал нам, чтобы помочь нашей немощи, укрепить нашу веру, расширить пределы нашего милосердия, дабы мы могли возрастать в святости жизни. Чем больше мы чувствуем как болезнь поражает наше тело, тем больше  осознаем важность и необходимость употребления лекарства. В таком случае не следует от него отказываться. Ибо утверждая, что мы все еще слабы в вере, чтобы участвовать в Вечере, мы становимся похожими на больного человека, который отказывается от лекарства на том основании, что он болен. Теперь мы видим, как слабость веры, которую мы ощущаем в своих сердцах, и несовершенства нашей жизни побуждают нас участвовать в Вечере, которая является особым лекарством для исцеления. Только не будем забывать о вере и покаянии. Вера сокрыта в сердце, и поэтому совесть должна быть ее свидетелем пред Богом. Покаяние подтверждается делами и поэтому должно быть явным в нашей жизни.

Как часто праздновать Вечерю Господню — доводы в пользу частого Причастия

Относительно времени празднования этого таинства, не может быть одного правила, которое было бы обязательным для всех. Так как иногда возникают определенные обстоятельства, из-за  которых человек может воздержаться от участия в Вечере. Более того, нам не дано особого повеления, которое бы обязывало всех христиан устраивать Вечерю в особый день. Однако если мы тщательно рассмотрим все, что говорит Господь по этому поводу, то осознаем, что Вечерю следует вкушать намного чаще, чем это происходит во многих церквях. Ибо по мере усложнения болезни нам следует чаще употреблять лекарство, которое укрепляет веру и помогает возрастать в чистоте жизни. Поэтому, все церкви, которые усердно поддерживают порядок, должны взять за правило часто совершать Вечерю Господню – настолько часто, насколько позволяет состояние людей. Каждый христианин, в свою очередь, должен подготовить себя подобающим образом к принятию этого таинства, когда оно преподается в святом собрании, будучи уверенным в том, что ничто не мешает ему этого сделать. Хотя у нас нет четкой заповеди относительно определенного времени и дня, тем не менее, мы понимаем, что Господь желает, дабы Вечеря совершалась часто, чтобы мы в полной мере ощутили пользу, которую  можем из нее извлечь.

Неуместность отказа от участия в Вечере по незначительному поводу,             притворяясь недостойным

Причины, на которые ссылаются в данном случае, совершенно незначительны. Некоторые утверждают, что не чувствуют себя достойными и на этом основании не участвуют в Вечере целый год. Другие, не удовлетворяясь только такой причиной, заявляют, что не могут участвовать в Вечере вместе с человеком, который, по их мнению, недостаточно подготовлен для этого таинства. Некоторые считают частое участие в Вечере Господней излишним, так как если мы однажды приняли Христа, нам нет нужды после этого принимать Его часто. Сперва я обращусь к тем, кто утверждают, что не чувствуют себя достойными участвовать в таинстве. Как их совесть могла позволить им пребывать  в таком бедственном состоянии больше года? Почему они не обратились к Богу? Они будут утверждать, что было бы верхом самонадеянности называть Бога своим Отцом, не являясь членами Тела Иисуса Христа. Однако если действительность и сущность Вечери Господней проявилась в нас, тогда мы являемся таковыми. А если мы обладаем этой действительностью, тогда с большей уверенностью должны принимать отображающий ее знак. Таким образом, мы видим, что отказывающийся участвовать в Вечере, считая себя недостойным, не имеет права также и молиться Богу. Но если есть серьезная причина (а не надуманная), тогда, не буду отрицать, такому человеку лучше повременить с участием в Вечере. Я всего лишь желаю показать, что никто не должен отказываться от участия в этом таинстве, считая себя недостойным. Ведь в таком случае человек лишает себя общения с Церковью, в которой пребывает все наше благополучие. Пусть он лучше преодолевает препятствия, которые дьявол расставляет на его пути, а не лишает себя великого приобретения и всех благ проистекающих из участия.

Отказ участвовать в Вечере по причине того, что другие люди недостойны

Вторая группа возражающих выдвигает более правдоподобные причины. Вот их основной аргумент: если мы не имеем права вкушать простой хлеб с теми, кто, называя себя братьями, ведет беспутный образ жизни, то тем более мы должны воздерживаться от вкушения вместе с ними Господнего хлеба, который освящен, дабы представлять и даровать нам Тело Христа. Опровергнуть это утверждение не составляет большого труда. В обязанность каждого христианина не входит судить всякого человека, как ему заблагорассудится, допускать или запрещать ему участвовать в Вечере. Ведь этим правом обладает вся Церковь в лице пастора и старейшин, которые помогают ему в управлении общины. Более того, святой Павел повелевает нам исследовать духовное состояние не других людей, а свое. Мы действительно обязаны увещевать тех, кто отступил от истины.

У нас есть право, если они нас не послушают, рассказать об их поведении пастору, дабы далее ими опекалась духовная власть. Однако, отказ  от пребывания в собрании грешников по правильным мотивам, не подразумевает отказ от общения в Церкви. В большинстве случаев грехи многих людей не заслуживают того, чтобы таковых исключали из Церкви Божьей. Даже если пастор чувствует, что некий человек живет недостойной жизнью, но не может доказать этого на церковном суде, тогда он не имеет права называть такового человека виновным и не допускать его к участию в Вечере Господней. В таких случаях все, что мы можем сделать, так это молиться Богу, дабы Он все больше и больше избавлял Свою Церковь от всех скандалов, ожидая последнего дня, когда доброе зерно будет полностью отделено от соломы.

Отговорка, в соответствии с которой, однажды приняв Христа, у нас нет необходимости принимать Его часто в Вечере

У третьей группы нет правдоподобных утверждений. Ведь духовный хлеб был дарован нам не для того, чтобы мы насытились им сразу и полностью, но, чтобы вкусив немного от него, мы возжелали его еще больше, употребляя его в пищу всякий раз, когда у нас есть возможность это сделать. Эта истина была объяснена ранее. Доколе мы будем пребывать в смертной жизни, мы не будем насыщены единожды и навсегда преподанным нам Иисусом Христом, но будем питаться Им постоянно.

Четвертый общий раздел — заблуждения относительно Вечери

Итак, мы подошли к рассмотрению четвертого, очень важного раздела. Понимая, что самым полезным, что оставил Иисус Христос Своей Церкви, является это святое таинство, дьявол, от начала ее установления, по своему обыкновению, стремился заразить его заблуждениями и суевериями, с целью извратить и разрушить его пользу. Он неустанно стремится к тому, чтобы Господне установление этого таинства было полностью извращено и целиком превращено в ложь и бессмыслицу. Я не собираюсь в данной работе прослеживать время возникновения и развитие этих злоупотреблений. Достаточно будет прямо указать на придуманные дьяволом извращения, от которых нам следует охранять Вечерю Господню во всей ее чистоте и целостности.

Заблуждение первое

Первое заблуждение заключается в следующем. Несмотря на то, что Господь даровал  Вечерю, дабы она свидетельствовала нам, что становясь причастниками Его Тела, мы участвуем в жертве, которую Он предложил Отцу на Голгофском кресте, как жертву умилостивления и удовлетворения за грехи наши, люди, тем не менее, придумали, будто посредством этой жертвы, мы приобретаем прощение грехов пред Богом. Такое заявление является ужасающим богохульством. Ибо если мы не признаем смерть нашего Господа Иисуса, рассматривая ее как единственную жертву, посредством которой Он примирил нас с Отцом, изгладив все наши грехи, за которые мы были ответственны пред правосудием Божьим, тогда мы разрушим все ее достижения. Если мы не признаем Иисуса Христа единственной жертвой, или, как мы часто называем, Священником, благодаря посредничеству Которого нам явлено благоволение Отца, тогда мы лишаем Господа Его славы и поступаем с Ним крайне несправедливо.

Таинство, а не жертва

Мнение о том, будто таинство Вечери является жертвой, умаляет значение Христа, а поэтому должно быть осуждено как дьявольское учение. То, что такой взгляд принижает достоинство Христа, печально известно всем. Как нам примирить две вещи: то, что Иисус, умирая, вознес Отцу жертву, благодаря которой, Он, единожды и навсегда, приобрел прощение всех наших грехов, и то, что необходимо ежедневно приносить Христа в жертву, дабы приобрести то, что мы можем получить только в Его смерти? Эта ошибка поначалу не была такой ужасающей, но стала таковой с течением времени. Похоже, что древние отцы называли Вечерю жертвой. Но они называли ее так, потому что в ней представлена смерть Христова. В таком случае, взгляд древних отцов согласуется с нашим в том, что такое название является воспоминанием об одной единой жертве, которой нам полностью достаточно. Все же я не могу во всем согласиться с обычаем ранней Церкви. Своими поступками и образом действий они создали вид жертвы, который напоминал ветхозаветную церемонию, где вместо животного использовался хлеб как гостия. Все это было слишком близко к иудаизму и не соответствовало Господнему установлению. Я не могу одобрить такую практику, так как в Ветхом Завете во времена прообразов Господь установил проведение таких обрядов до времени принесения совершенной жертвы Его возлюбленного Сына, Который стал исполнением всех их. Эта жертва была совершена единожды и навсегда, нам только остается пользоваться ее благами, передаваемыми в Вечере Господней. В таком случае, было бы глупым представлять это таинство все еще в прообразах.

Хлеб в Вечере Господней предназначен для того, чтобы его ели, а не для  того, чтобы приносить его в жертву — заблуждения мессы

Именно такое повеление оставил нам  Иисус Христос. Нам следует не приносить жертву, но брать и есть то, что было принесено в жертву. Однако, хотя и были некоторые несоответствия в соблюдении Господнего таинства в ранней Церкви, тем не менее, тогда не было столько нечестия, как в последующие столетия. Ведь мессе было полностью передано то, что свойственно только Христовой смерти, а именно, умилостивление Бога за грехи наши и наше примирение с Ним. Более того, служение Христа было узурпировано теми, кого паписты называют священниками, то есть людьми, которые приносят Богу жертву, и во время жертвоприношения занимаются посредническим служением, чтобы получить для нас благодать и прощение грехов.

Предпринятые попытки по защите жертвы мессы

Я не хотел бы игнорировать объяснения, предлагаемые, в данном случае, врагами истины. Они утверждают, что во время мессы не приносится новая жертва, но только применяется та, о которой мы говорили ранее. Хотя таким способом они и скрашивают свое ужасающее учение, тем не менее эти слова представляют собой ни что иное как уклонение от сути вопроса. Ибо в Святом Писании не только говорится, что жертва Христова одна, но и утверждается, что ее не следует повторять, так как она действенна навеки и веки. Нигде не говорится, что Христос единожды принес Себя в жертву Отцу, дабы другие могли впоследствии приносить аналогичные жертвоприношения, и таким образом применять к нам блага Его посредничества. Однако, дарование нам благ Христовой смерти, дабы мы могли извлечь из нее пользу, происходит не так, как предполагает папская церковь, а тогда, когда мы принимаем Евангельское послание, провозглашаемое служителями, которые назначены Богом исполнять посланническое служение и запечатленное святыми таинствами.

Заблуждения, связанные с мерзостью мессы

Общее мнение, одобренное всеми их докторами и прелатами, заключается в том, что произнесением слов мессы, совершается служение, заслуживающее благодати и праведности пред Богом. Мы говорим, что для получения пользы от Вечери, нам не требуется никаких наших заслуг, чтобы получить то, о чем мы просим. Нам необходимо только принять верою дарованную нам благодать, которая пребывает не в самом таинстве, но в кресте Иисуса, на который оно указывает и от которого происходит. Следовательно, нет ничего более противного истинному значению Вечери, чем превращение ее в жертву. Принимая учение папистов, мы будем отдаляться от признания смерти Христовой как единственной жертвы, действенность которой пребывает вовеки и веки. Осознав эту истину, мы будет ясно понимать, что все мессы, которые не соответствуют установлению Христову, являются мерзостью пред Богом. Ведь Господь не повелевал, чтобы один священник, принеся жертву, уединялся, но чтобы таинство было роздано в общине по примеру первой Вечери, в которой Он участвовал вместе со Своими апостолами. Однако, когда утвердилось это проклятое мнение, из него, как из адской бездны, вышел несчастный обычай, в соответствии с которым люди, довольствуясь своим присутствием во время жертвоприношения, не причащаются, так как считают, что священник возносит жертву за всех, особенно за тех, кто присутствует в этот момент на литургии. Я уже не говорю о тех злоупотреблениях, которые до такой степени абсурдны, что нет нужды даже упоминать о них. Например, предоставление каждому святому его собственной мессы или приписывание слов Господней Вечери святому Уильяму или святому Вальтеру, или создание ярмарки месс, на которой они продаются и покупаются вместе с другими мерзостями, которые породило слово «жертва».

Преосуществление (Трансубстанциация)

Второе заблуждение, которое посеял дьявол с целью извращения этого святого таинства, заключается в убеждении, будто после произнесения определенных слов освящения, хлеб преосуществляется в Тело Христа, а вино – в Его Кровь. Прежде всего, эта ложь не поддерживается ни Святым Писанием, ни ранней Церковью. Более того, она никак не может пребывать в согласии со Словом Божьим. Разве Иисус Христос, указывая на хлеб и называя его Своим Телом, имел в виду, что сущность хлеба уничтожается, заменяясь телом Христовым? Нет никаких оснований обсуждать этот вопрос как сомнительный, четко понимая, что истина в достаточной степени ясна, дабы полностью опровергнуть этот абсурд. Я даже не привожу неисчислимые отрывки Святого Писания и высказывания Отцов, в которых таинство называется хлебом. Хочу только добавить, что природа таинства требует, чтобы материальный хлеб оставался видимым знаком Тела Христова.

Природа таинства требует, чтобы материальный хлеб оставался видимым знаком Тела Христова

Ко всем таинствам применяется общее правило о том, что видимые нами знаки должны соответствовать духовным реалиям, которые они отображают. Таким образом, как в крещении мы получаем уверение во внутреннем омытии душ наших, посредством засвидетельствования водою,  имеющей свойство очищать общую нечистоту, так и в Вечере присутствует материальный хлеб, который свидетельствует о том, что Тело Христово является нашей пищей. Таким образом, мы четко видим как все изложение, которое Господь, по Своей милости даровал нам, снисходя к нашему немощному уровню понимания, было бы утрачено, если бы хлеб не оставался настоящим хлебом. Слова, используемые нашим Господом, подразумевают следующее: «Как тело человека поддерживается и питается хлебом, так и Моя плоть является духовной пищей, которой насыщаются и укрепляются души человеческие». Более того, что бы произошло из другого сравнения, которое использовал апостол Павел? Как несколько зерен, соединенные воедино, образуют один хлеб, так и мы должны быть едины, разделяя один хлеб. Если бы у белого цвета не было своей субстанции, разве не было бы это смехотворным? В таком случае, мы приходим к выводу, что учение о преосуществлении вне сомнений является изобретением дьявола, дабы извратить истинную природу Вечери Господней.

Ложное мнение о телесном присутствии Христа в Вечере Господней

Из этой выдумки возникло несколько других глупостей. О, если бы в глазах Бога они были всего лишь глупостями, а не ужасающими мерзостями! Некоторые выдумали, что Иисус Христос в Своей Божественной и человеческой природе похож на вышеупомянутую белизну, не обращая внимание на весь абсурд, который из этого следует. Хотя старые доктора Сорбонны более изысканно рассуждают о том, как тело и кровь взаимосвязаны со знаками, все же невозможно отрицать то, что этого мнения придерживаются и стар и млад в папской церкви. Более того, это учение (о том, что Иисус Христос пребывает под этими знаками, и мы должны искать Его именно в них) жестоко насаждается в наши дни огнем и мечом. Однако, дабы придерживаться такого взгляда, необходимо верить, что либо Тело Христа безгранично, либо оно обладает способностью находиться во многих местах одновременно. В таком случае, Христос превращается в фантома. Учение о том, что тело пребывает в знаке или взаимосвязано с ним локально, является не только бредом, но и проклятым заблуждением, оскорбительным для славы Христовой и разрушительным для того, что нам следует знать о Его человеческой природе. Ибо Святое Писание постоянно говорит о том, что наш Господь Иисус Христос, пребывая на земле, принял нашу человеческую природу и в таком же виде вознесся на небеса, освободившись от ее смертного состояния, но не изменив ее (то есть человеческую природу).

Тело нашего Господа в небесах такое же, каким оно было и на земле

Говоря о человеческой природе Христа, нам следует рассмотреть две вещи. Мы не имеем права ни разрушить реальность Его природы, ни удалить ее, в каком бы то ни было виде, из состояния славы. Дабы придерживаться такого взгляда, нам следует постоянно мысленно возноситься к небесам и там искать нашего Искупителя. Ибо если мы низведем Его до уровня тленных элементов этого мира, кроме низвержения того, что Святое Писание говорит о Его человеческой природе, мы уничтожим и славу Его вознесения. Так как многие исследовали данный вопрос в достаточной мере, я не буду развивать его далее. Я только хотел подчеркнуть следующую мысль. Если мы думаем, что Иисус Христос заключен в хлебе и вине или взаимосвязан с ними, не взирая при этом на небеса, тогда мы принимаем дьявольские выдумки. Мы еще коснемся этого вопроса в другом разделе.

Другие извращения, порожденные учением о воображаемом телесном присутствии

Это извращенное мнение, после того как оно было принято, породило множество других суеверий. Прежде всего, плотское почитание, которое является ничем иным как идолопоклонством. Ибо падая ниц пред хлебом Вечери и поклоняясь Иисусу Христу как если бы Он был в этом хлебе, мы относимся к этому хлебу больше как к идолу, чем как к таинству. Но нам заповедано вкушать хлеб, а не поклоняться ему. Более того, в ранней Церкви при праздновании Вечери Господней практиковался следующий обычай. Священник торжественно призывал паству возвысить сердца, подразумевая тем самым, что если мы желаем почитать Христа правильно, тогда нам нельзя ограничиваться созерцанием видимого знака. Однако нет необходимости останавливаться на этом вопросе, если мы хорошо понимаем присутствие реальности со знаком (о чем мы говорили ранее, и будем говорить еще). Из этого же источника возникли и другие суеверные практики. Например, вынос таинства во время ежегодного уличного шествия, создание для него дарохранительниц и хранение его до конца года в особом сосуде, привлекая внимание людей, как если бы оно было настоящим Богом. Все эти практики возникли не на основании Слова Божьего. Более того, они напрямую противоречат установлению Вечери Господней, а поэтому должны быть отвергнуты христианами.

Причина, по которой паписты принимают участие в Вечере только раз в году

Мы уже показали происхождение того бедствия, которое возникло в папской церкви. Я имею в виду воздержание от участия в Вечере в течение целого года. Такая практика является следствием того, что они рассматривают Вечерю как жертву, которая приносится одним во имя всех. Но даже будучи используемой всего лишь один раз в год, Вечеря Господня расточается впустую, как если бы она была растерзана в клочья. Ибо вместо того, чтобы раздавать таинство Крови людям, как заповедует наш Господь, они уверяют людей в том, что для них достаточным будет употребить только хлеб. Таким образом, бедных верующих вводят в заблуждение относительно дара, который даровал им Господь Иисус. Ведь причастие в Крови Иисуса Христа для нашего насыщения не является чем-то маловажным. Поэтому, отбирая у людей эту часть таинства, паписты поступают чрезвычайно жестоко. Более того, мы можем видеть, с какой дерзостью и наглостью папа римский тиранствует над Церковью, узурпировав однажды власть.

Папа римский сделал исключения из общих правил,                                             установленных нашим Господом

Наш Господь, заповедав Своим ученикам вкушать хлеб, освященный в Его Теле, говоря о чаше, не ограничивается словом «пейте», но выразительно подчеркивает «пейте из нее все». Что может быть яснее этого выражения? Господь говорит, что нам следует вкушать хлеб, но не использует при этом выражение «ешьте хлеб все». Однако Он подчеркивает, что все должны пить из чаши. Почему Христос подчеркивает именно этот аспект Вечери? Мне кажется, Христос ожидал того, что Его заповедь о чаше будет извращена дьяволом. Все же папа римский до такой степени горделив, что позволяет себе запрещать всем верным пить из чаши Господней. Дабы показать, что он мудрее Бога, он уверяет в том, что было бы весьма разумным, если бы у священников была привилегия стоять выше обычного люда, в знак уважения к священническому достоинству, как если бы наш Господь не определил, каким должно быть различие между ними. Более того, Он возражает против тех опасностей, которые могут возникнуть в случае предоставления чаши всем. Конечно, наш Господь предвидел, что иногда во время Вечери может пролиться капля вина. Но разве в таком случае мы не обвиняем Бога открыто в том, что Он разрушает порядок, который Сам и установил, без причины подвергнув Своих людей опасности?

Смехотворные причины, по которым чаша Господня не преподается людям

Дабы показать, что на самом деле нет больших неудобств в таком изменении, паписты утверждают, что под одним видом таинства преподаются два — хлеб и вино. Как в теле есть кровь, так и в хлебе есть, в определенном смысле, вино. Однако, наш Господь не без причины подчеркивает существующую между ними разницу. Ибо если мы проигнорируем одну часть как незначительную, тогда какой глупостью будет предлагать их по отдельности. Некоторые из папистов, понимая, что поддержка этого мерзостного учения является неслыханной дерзостью, желают представить его в другом свете, утверждая, будто слова этого установления Иисуса Христа относятся только к апостолам, которые были введены Им в ранг священников. Но как они в таком случае объяснят следующие слова апостола Павла: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал…» (1 Кор.11:23).  Передал всем людям в Церкви вкушать «от хлеба сего и пить из чаши сей». Кроме того, откуда они взяли, что наш Господь преподал апостолам это таинство как священникам? Ведь Его слова подтверждают противоположное, когда Он повелевает им следовать Своему примеру в преподавании этого таинства (Лук. 22:19). Сам Иисус установил правило, которому должна следовать, как Он того желает, вся Церковь. Так и было в древние времена до тех пор, пока антихрист не пришел к власти, и открыто возвысив рог свой против Бога, полностью не уничтожил истину. Мы четко понимаем, что разделять таким образом таинство, раздирая на куски то, что Бог соединил, значит совершать недопустимое искажение истины.

Папская буффонада относительно Господней Вечери

Дабы довести до конца начатое исследование, нам следует рассмотреть под одним заголовком то, что в других обстоятельствах нужно было бы рассматривать по отдельности. Этот заголовок звучит так: дьявол ввел способ проведения Вечери без какой бы то ни было доктрины. Более того, он заменил учение обрядами, которые, с одной стороны, неуместны и бесполезны, а с другой – опасны, послужив причиной многих бед. Извращения дошли до таких пределов, что месса, которую паписты принимают за Господню Вечерю, при внимательном рассмотрении представляет собой буффонаду и обезьянничество. Я называю ее обезьянничеством, потому что паписты без всякой на то причины подделывают Вечерю Господню, подобно тому как обезьяна бездумно подражает увиденному.

Слово должно всегда сопровождать таинство

Очень важно то, что Господь повелел нам совершать Его Вечерю, правильно понимая ее смысл и предназначение. Из этого следует, что чрезвычайно важным ее аспектом является учение. Если убрать учение, останется всего лишь бездушный бесполезный обряд. Эта мысль подтверждается не только Святым Писанием, но также папскими канонами (Детрах, канон 1:4,1) и текстом, который цитируется из работ святого Августина (Тракт 80, в Ин.). Августин спрашивает: «Чем является вода крещения без Слова, как не тленным элементом?» И незамедлительно добавляет: «Без Слова не произносимого, но понимаемого». Тем самым Августин показывает, что таинства получают свои качества из Слова, когда оно проповедуется понятным образом. Без Слова их нельзя назвать таинствами. Однако в мессе нет разумного и понятного учения. Ведь считается, что все таинство будет испорчено, если священник не будет неудобовразумительно бормотать слова на латыни, дабы никто ничего не понял. Следовательно, проведение ими таинства является, своего рода, колдовством. Ведь паписты думают, что своим бормотанием и жестами, подобно колдунам, они сделают так, что Иисус окажется в их руках. Таким образом, мы видим, что месса, в таком виде как она есть, представляет собой явное осквернение Христовой Вечери. Она не является истинным исполнением установления Господня. Ведь сущность таинства требует полного объяснения происходящего и четких провозглашений обетований, а не священника, находящегося вдали от людей и бормочущего себе под нос слова без смысла и содержания. Я называю такие действия также буффонадой из-за имитирования и жестов, которые лучше подходят для выступления шута, чем для такого установления как Вечеря нашего Господа.

Ветхозаветные обряды были установлены Богом, а

папские ритуалы достойны порицания

Верно то, что жертвоприношения в Ветхом Завете сопровождались многими обрядами с использованием риз и храмовой утвари. Но так как эти ритуалы заключали в себе глубокий смысл, будучи в целом полезными для наставления людей в благочестии, то они явно не похожи на используемые сейчас папские обряды, которые, будучи бессодержательными, служат только для развлечения человека без какой либо пользы для него самого. Так как паписты, пытаясь отстаивать свои церемонии, ссылаются на Ветхий Завет, нам следует узнать, какова разница между тем, что делают они, и тем, что заповедал Господь народу израильскому. Даже если бы единственное различие заключалось лишь в том, что ветхозаветные обряды были заповеданы самим Господом, а папские лишены основания, то и в таком случае различие между ними было бы громадным. Однако в папских ритуалах есть много чего достойного порицания.

Так как иудейские церемонии исполнили свою роль,                                                              то копировать их совершенно абсурдно

Преследуя благие цели, наш Господь установил на определенное время использование иудейских обрядовых форм, подразумевая, что когда-нибудь они будут отменены. В те времена еще не было ясного учения, поэтому Господу было угодно, чтобы древние иудеи восполнили этот недостаток созерцанием прообразов. Но с того времени как Иисус Христос был явлен в плоти, учение стало намного яснее, а обряды утратили свое былое значение. Когда у нас есть истинный Образ, нам не нужны более прообразы. Возвращаться к отмененным церемониям, значит восстанавливать храмовую завесу, которую Иисус разорвал Своей смертью, и угашать сияние Его Евангелия. Итак, мы видим, что такое великое множество обрядов в мессе представляет собой форму иудаизма, которая в целом противоречит христианству. Конечно же, я не пытаюсь порицать те обряды, которые отличаются строгостью и подчинены общественному порядку, и тем самым усиливают почтение к таинству. Такие церемонии обычно умеренны и приемлемы для проведения таинства. Но такое бесконечное и безграничное количество папских церемоний терпеть никак нельзя. Ведь они породили тысячи суеверий и одурачивают людей, не научая их истине.

Смерть и страдания нашего Господа — единственная и совершенная жертва

Итак, теперь мы видим как должны отличаться от папистов те, кому Господь даровал познание Своей истины. Во-первых, они без колебаний назовут мерзостным богохульством учение о мессе как о жертве, благодаря которой приобретается для нас прощение грехов; или то, что священник выступает в роли посредника, который применяет заслуги Христовых страданий и смерти ко всем тем, кто заплатил за мессу или присутствуют на ней, или чувствуют преданность ей. В противовес этому учению, они твердо верят в то, что смерть и страдания Господа являются единственной жертвой, благодаря которой был удовлетворен Божий гнев и дарована людям вечная праведность. Более того, они верят, что Господь Иисус вошел в небесное святилище, дабы совершать в нем посредническое служение ради нас, благодаря Своей жертве. Также они с готовностью подтвердят, что польза от смерти Христовой передается нам в таинстве Вечери, не благодаря действию таинства, но благодаря дарованным нам обетованиям, которые мы должны принимать с верою. Во-вторых, они ни при каких обстоятельствах не поддержат идею о том, что хлеб преосуществляется в Тело Иисуса Христа, а вино в Его Кровь. Они будут утверждать, что видимые знаки, сохраняя свою сущность, передают духовную реальность, о которой говорилось ранее. В-третьих, они должны быть уверены в том, что Господь дает нам в Своей Вечере то, что она и символизирует, то есть Свое Тело и Кровь. Тем не менее, они не считают, что Христос пребывает в хлебе или локально взаимосвязан с видимым знаком. Вместо того чтобы почитать само таинство, они возносят ввысь свои сердца, дабы поклониться Самому Христу.

Взгляд просвещенных христиан на Вечерю Господню

Следовательно, они осуждают как идолопоклоннические все суеверные практики ношения таинства во время помпезных шествий и создания дарохранительниц для поклонения им. Ведь обетования нашего Господа распространяются только на санкционированные Им практики. Далее, они считают, что лишение людей одного из видов таинства, а именно, чаши Господней, является насилием над Божьим установлением и его искажением. Поэтому, дабы правильно использовать это таинство, необходимо осуществлять его во всей полноте. И последнее, они считают излишеством не только бесполезным, но и опасным (совершенно неприемлемым для христианства), использование огромного количества церемоний, заимствованных от иудеев, которые противоречат апостольской простоте, и искажение празднования Вечери обезьянничеством и буффонадой, отвергая и уничтожая учение, как если бы таинство представляло собой магический трюк.

Заключительный раздел — недавние обсуждения Вечери Господней

Дабы завершить наше обсуждение, нам необходимо рассмотреть заключительный раздел, а именно, раздоры и споры, которые происходят в наше время, относительно Вечери Господней. Дьявол, вне сомнений, пытается извратить и уничтожить Евангелие с помощью раздоров. Поэтому я не испытываю никакого удовольствия в рассмотрении этого вопроса. Более того, я бы хотел, чтобы даже память о них была предана забвению. Тем не менее, я вижу много обеспокоенных душ, которые не знают, кому верить в данном вопросе. Поэтому я скажу только самое необходимое относительно того, что им следует выбрать.

Бог иногда допускает, чтобы его люди совершали ошибки

Во-первых, я призываю всех верующих во Имя Бога не возмущаться из-за крупных разногласий, которые возникли среди тех, кто должен предводительствовать в провозглашении истины Евангелия. Ибо Господь не в первый раз позволяет Своим служителям пребывать в неведении и спорах друг с другом. Однако Он допускает такое состояние на определенное время, дабы смирить их. Более того, если бы в истории Церкви, вплоть до нашего времени, все было спокойно, люди, вполне возможно, забыли бы о самих себе или благодать Божья не была бы явлена нам в достаточной мере. Таким образом, Господь соизволил убрать все причины для прославления человека, чтобы вся слава принадлежала исключительно Ему. И если мы вспомним, в какой бездне мрака пребывал мир, когда те, кто был вовлечен в эти споры и разногласия, начали провозглашать вновь обретенную истину, тогда мы не будем удивляться тому, что они всего не знали в самом начале своего нелегкого служения. Удивительным, на самом деле, является то, что Господь за такой короткий промежуток времени просветил их до такой степени, что они были способны выбраться сами и помочь другим освободиться из плена заблуждений, в котором пребывали так долго. Нет ничего лучше, чем показать, как развивались события. В таком случае люди поймут, что у них нет достаточных оснований для сильных возмущений, как считалось ранее.

История противостояния по этому вопросу среди реформаторов — Лютер

Относительно Вечери Господней Лютер принял точку зрения, в соответствии с которой аспект телесного присутствия Христа в таинстве в целом не был им изменен. Отвергая учение о преосуществлении, Лютер считал, что хлеб является Телом Христовым в том смысле, что он объединен с Господом. Кроме того, он привел несколько сравнений, которые были в некотором смысле жесткими и грубыми. Лютер был вынужден пользоваться такими сравнениями, так как по-другому не мог объяснить свое мнение по этому вопросу. Ибо затруднительно объяснить такой возвышенный предмет как Вечеря Господня, не используя, до некоторой степени, неправильность речи.

Взгляды Цвингли и Эколампадия

С другой стороны представлены Цвингли и Эколампадий, которые, рассматривая злоупотребления и ложь, используемые дьяволом в создании учения о телесном присутствии Христа, существовавшем на протяжении более шестисот лет, считали, что было бы неправильно скрывать свои чувства по этому поводу, так как такой взгляд подразумевает отвратительное идолопоклонство, проявляющееся в поклонении Христу, пребывающему в хлебе. Так как было чрезвычайно затруднительно искоренить этот взгляд, который слишком долго пребывал в сердцах человеческих, они применили все свои способности, дабы дискредитировать его, показывая, каким ужасным заблуждением является отрицание ясного учения Святого Писания о вознесении Иисуса Христа, в соответствии с которым Он был принят в Своей человеческой природе на небеса и пребудет там до того времени, пока не возвратится на землю судить живых и мертвых. Тем временем, углубившись в рассмотрение данного аспекта, эти реформаторы забыли показать, в какое присутствие Христа нам следует верить в Вечере Господней, и какому телу и крови мы становимся причастны.

Лютер опровергает их взгляды

Лютер считал, что Цвингли и Эколампадий учат только о пустых знаках, лишенных духовной сущности. Соответственно, он начал сопротивляться им, называя их еретиками. Таким образом возник этот раздор, длившийся пятнадцать лет, который с течением времени разгорался все больше и больше. К сожалению, ни одна из сторон за все это время не нашла в себе сил спокойно выслушать точку зрения своих оппонентов. Хотя они однажды и участвовали в совместной конференции, но отчуждение было до такой степени велико, что стороны не пришли ни к какому соглашению. Вместо того чтобы найти точки соприкосновения, они все больше и больше отдалялись друг от друга, думая только о защите собственного мнения и опровержения взглядов своих противников.

Попытка примирения.  Причина неудачи

Итак, мы видим, что Лютер потерпел неудачу со своей стороны, а Цвингли с Эколампадием –  со своей. Во-первых, следует отметить, что Лютер был обязан показать, что на самом деле он не учит о таком же телесном присутствии Христа в Вечере как и выдумщики паписты. Во-вторых, он должен был показать, что не учит о поклонении таинству вместо Бога. И, в-третьих, ему следовало бы отказаться от тех грубых и трудных для понимания аналогий или, по крайней мере, использовать их умеренно, истолковывая таким образом, чтобы они не становились поводом для новых ссор и прений. После этих дебатов Лютер усилил навязывание своего взгляда и жесткого осуждения своих противников.

Вместо того чтобы объяснить свою точку зрения таким образом, чтобы можно было принять его взгляд, Лютер, с присущей ему яростью, нападал на тех, кто противоречил ему, используя гиперболические формы речи, которые не способствовали принятию его учения теми, кто был не предрасположен внимать каждому его слову. Другая сторона также вела себя оскорбительно по отношению к Лютеру, решительно осуждая суеверия и фанатичные воззрения папистов относительно телесного присутствия Христа в таинстве и исходящем из него искаженном почитании Вечери, что, в конечном итоге, преуспели больше в осуждении плохого, чем в созидании и консолидации  хорошего. Ибо хотя они и не отрицали истину, они и не учили ей так, как следовало бы. Я имею в виду то, что они в своем ревностном стремлении отстаивать истину о том, что хлеб и вино, на самом деле, названы Телом и Кровью Христа, потому что  они являются знаками, забыли подчеркнуть следующую истину: хотя они и являются знаками, с ними взаимосвязана реальность Христа. В таком случае, они бы могли показать, что не имеют намерений извратить истинное Причастие, которое Господь дарует нам в Своем Теле и Крови посредством этого таинства.

Обязанности служителей Божьих в отношении провозглашения истины

Обе стороны виновны в нетерпимости и неспособности выслушать друг друга, дабы  следовать истине без вспышек гнева и негативных эмоций. Тем не менее, не будем забывать о наших обязанностях, в соответствии с которыми мы должны помнить о дарах, которыми Господь облагодатствовал их, и благословениях, которые Он даровал нам с их помощью, используя этих братьев как орудия в Своих руках. Ибо если мы будем неблагодарными и забывчивыми относительно того, чем мы им обязаны, тогда мы не сможем простить им эти споры и многое другое, без обвинений и порицания. Говоря кратко, если мы видим, что эти люди отличаются святостью своей жизни, превосходным знанием и пламенным рвением созидать Церковь Христову, тогда нам следует всегда судить и говорить о них смиренно и даже с почтением.

Так как, в конце концов, Бог, смирив их, по Своей милости соизволил завершить эти нечастные диспуты или, по крайней мере, остановил их на время, чтобы затем привести их к общему соглашению. Я говорю так, потому что еще не были составлены и опубликованы богословские формулировки, в которых бы прослеживалось общее соглашение по данному вопросу. Надеюсь, это произойдет тогда, когда Господь соизволит собрать всех, кто будет составлять такое соглашение, в одном месте.

Братское согласие между церквями

Тем временем, мы должны довольствоваться тем, что существует братство и общение между нашими церквями. Благодаря нашему согласию по многим вопросам, мы можем собираться вместе, согласно Божьей заповеди. Таким образом, мы все исповедуем едиными устами, что принимая таинство в вере, в соответствии с установлением нашего Господа, мы действительно становимся причастниками истинной сущности Тела и Крови Иисуса Христа. Одни лучше чем другие понимают и объясняют истину о том, как это происходит на самом деле: с одной стороны,  чтобы не допустить никаких плотских заблуждений, мы должны вознести свои сердца ввысь к небесам, не думая, что наш Господь пребывает в физических элементах, а с другой – чтобы не нарушить действенности этого святого таинства, мы должны верить, что оно становится таковым только благодаря действию таинственной и чудесной силы Божьей, а Дух Божий является узами общения (по этой причине они названы духовными узами).

Историческая справка

Эта работа была написана в 1540 году, а опубликована в 1541. Теодор Беза называет ее «Золотой книжицей о Вечере Господней для моих соотечественников написанной на французском языке». Впоследствии она была переведена на латынь Галарсом. Эта работа была вкладом Кальвина в общее понимание того, что «прекращение многих несчастных противостояний, главным образом, приписывается в этой работе Богу». Таковым было восхищение этой работой Теодора Беза.

Комментарии (1)

 

  1. Андрей:

    Книга супер, четко и ясно.Спасибо автору

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: