Жан Кальвин. Проповедь по Посланию к Ефесянам, 1:3–4

26
Сентябрь
2009

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви».

Как было отмечено нами ранее, Святой Павел увещевает нас прославлять и благословлять Бога, потому что Он благословил нас. Следует отметить, что Его благословения являются не земными, но небесными. Посему нам следует довольствоваться только Богом, Который оказывает нам Свою отцовскую благость и любовь, открывая врата Царства Небесного по вере нашей. Несмотря на то что наше земное существование омрачено страданиями, у нас есть утешение. Ведь Бог избрал нас и призвал к Себе. Святое Евангелие свидетельствует нам, что Он является нашим Отцом (Евангелие от Матфея, 6:9, Евангелие от Луки, 11:2). Более того, наш Отец Небесный соделал нас причастниками Господа Иисуса Христа.

В данном тексте Святой Павел указывает на происхождение и источник, или основную причину, по которой Бог пожелал оказать нам такое великое благоволение. С одной стороны, недостаточно того, что Бог явил нам богатства Своей благости и милосердия, дабы даровать народу Своему упование на жизнь вечную посредством Святого Евангелия. Но с другой стороны, этого более чем достаточно для нас. Ибо, если бы Святой Павел не написал этот текст, у нас возникло бы впечатление, что Божья благодать предназначена для всех людей. В таком случае мы могли бы подумать, что Бог дарует Свою благодать всем без исключения людям, у которых есть способность избрать ее благодаря своей свободной воле. Однако такое свободное волеизъявление человека приписывало бы ему определенные заслуги. Но если нет никакого различия между людьми, кроме того что некоторые свободно избирают Божью благодать, а другие отказываются, тогда Божье отношение ко всему человечеству весьма либерально. Однако мы знаем, что причастники благодати нашего Господа Иисуса Христа получили ее по вере. Святой Павел, дабы показать полное отсутствие заслуг человека и подчеркнуть то, что спасение возможно только благодаря Божьей благости и милости, говорит о Божьем благословении, которое было даровано нам в соответствии с нашим предвечным избранием. Святой Павел как бы говорит: «Если вы желаете увидеть всю ценность Божьей благодати, вам следует обратить внимание на различие, которое существует среди людей». Ибо Евангелие проповедуется не всем людям. Одни слышат Божье послание, а другие нет. Бог как бы посылает дождь на одну часть поля, оставляя другую часть совершенно сухой.

Но почему же Бог оказывает Свою милость одним людям и в то же время не обращает внимание на других? Есть только один приемлемый ответ: так Ему угодно. Во время провозглашения Евангелия в сердцах одних людей зародится живая вера, в то время как другие не получат никакой пользы или еще более ожесточат свои сердца и будут упорно сопротивляться Богу. Какова же причина такого различия между людьми? Почему Бог возрождает Святым Духом одних людей и оставляет других в их греховном состоянии?

Итак, мы видим, что проповедь Евангелия, посредством которой Божья благость явлена большинству из нас, является знамением Его милосердия и любви. Благодаря сему действию Бог призывает нас и привлекает к Себе. Более того, принятие нами всем сердцем и душою данного учения, является особым доказательством того, что Бог желает быть нашим Отцом и воспринимает нас как Своих детей, которых Он усыновил по Своему благоволению. Вот почему Святой Павел утверждает в данном отрывке, что мы получили благословение от Бога согласно Его предвечному избранию. Ибо мы сами по себе не ищем Бога и не приходим к Нему по нашему собственному желанию. Вот почему высказывание пророка Исаии (Ис. 65:1) должно быть полностью исполнено. Ведь пророк ясно провозглашает Божье откровение: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим». После прочтения текста пророка Исаии нам становится совершенно ясно, что подразумевал Святой Павел в Послании к ефесянам, 1:3–4.

Следует отметить, что мы никогда не сможем определить источник нашего спасения, пока не узрим Божий предвечный совет, в соответствии с которым Он избрал тех, кого пожелал избрать по Своему благоволению, и оставил других пребывать в своем падшем греховном состоянии. Вот почему нет ничего удивительного в том, что большинство людей считают это учение странным и чрезвычайно трудным для понимания. Ибо греховный человеческий разум не может принять эту истину. Если человек обратится с этим вопросом к философам, он получит от них один и тот же ответ. Они будут утверждать, что Бог любит только тех людей, кто достоин Его любви. Так как Бог любит человеческую добродетель, только добродетельные люди могут называться Его людьми. В таком случае, основываясь на своих человеческих представлениях, мы считаем, что Бог не разделяет людей на основании Своей любви к одним, и ненависти к другим. Мы почему-то думаем, что Бог принимает людей на основании их нравственных достоинств и качеств. Однако нам следует всегда помнить, что подобные суждения о сем предмете, являются бессмысленными и голословными. У нас нет права оценивать действия Бога на основании собственных представлений о Нем. Нам не следует забывать, что Бог стоит над Законом. Однако мы почему-то считаем, что у Бога нет права делать то, что Он пожелает. Более того, мы думаем, что Бог не может делать то, что считается незаконным и несправедливым в глазах падшего человека. Следует помнить, что в данном случае мы затрагиваем вопросы великих Божьих тайн, которые нам постичь не дано. Если мы будем продолжать поступать таким образом, то не осознаем основных положений веры. Ибо мы знаем, что наша мудрость всегда должна быть основана на смирении. Сие смирение учит нас тому, что нам не следует оценивать Божьи деяния и решения на основании наших собственных представлений о справедливости. В данном случае у нас нет права выступать в роли судей. Мы обязаны здраво судить о возможностях нашего человеческого разума, понимая, что он весьма ограничен. Осознавая свою тупость и глупость, нам следует прославлять Бога словами Святого Писания (Псалом 35:7): «Господи, постановления Твои – бездна великая, и человек не может постичь их!» (в русском синодальном переводе, как и в английских версиях, этот стих звучит иначе: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!». – Прим. пер.).

Теперь вы понимаете, почему некоторые люди считают это учение чрезвычайно трудным для понимания. Ведь они пребывают в плену собственных представлений и, таким образом, не могут преклониться пред мудростью Божией, дабы осознать Его откровения здраво и смиренно. Нам следует внимательно прислушаться к словам Святого Павла. Ибо греховный человек не понимает Божьи тайны, рассматривая их как вопиющую глупость (1-е Кор. 2:14). Почему нам следует поступать так? Потому что мы не являемся советчиками Богу. Знание, которое у нас есть, даровано нам Его Святым Духом. Если бы сей Святой Дух не даровал нам знание о Боге и Его деяниях, тогда мы ничего не знали бы. Более того, мы обладаем только тем знанием, которое Господь пожелал даровать нам.

В данном тексте Святой Павел говорит о вещах, о которых мы знаем по своему опыту. О том, что мы являемся Его детьми, о том, что Он руководит нами Своим Святым Духом, утешает нас в наших горестях и страданиях и укрепляет нас посредством терпения и смирения. Однако мы никогда не смогли бы осознать деяния Господа, если бы Он не просветил нас Своим Святым Духом. Как же нам в данном случае постигнуть такую великую и глубокую истину как Божье предопределение? Дабы осознать сию истину, нам следует, прежде всего, отбросить в сторону измышления нашего собственного человеческого разума и приготовиться принять только то, что по этому поводу говорит нам Бог. Мы должны отвергнуть свои человеческие суждения и выдумки, осознавая, что наш разум может произвести только глупые умозаключения. Нам следует постоянно помнить о сем предостережении.

Кстати, Святой Павел советует нам поступать именно таким образом. В Послании к римлянам, 9:20, он пишет: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Ответив на многие вопросы, которые люди часто задают и в наше время, Святой Павел восклицает: «О человек!» Сим словом Святой Павел пытается показать нам нашу собственную человеческую слабость и ничтожность пред Богом. Ибо мы черви земные и прах (Псалом 102:14). В таком случае какую нужно иметь наглость, дабы жестоковыйно возражать Богу! Разве поступающие так не извращают естественный порядок вещей? Разве мы можем вырвать солнце с небосклона, подобно тому как срываем цветок, или держать своими зубами луну? Если у нас нет силы и власти совершить такие деяния, тогда мы должны прекратить пререкаться с Богом и судить о Его промысле, который мы не в состоянии постигнуть.

Есть люди, которые считают, что учение о предопределении, которое Святой Павел рассматривает в данном тексте, является истинным (ведь они не смеют противоречить Святому Духу), однако не желают говорить о нем. По их мнению, сие учение следует предать забвению. Поступая таким образом, эти люди выказывают свою собственную глупость. Ведь они пытаются сдерживать Святого Духа, который глаголал чрез уста пророков, апостолов и Самого Господа Иисуса Христа. Ибо Господь, уверяя нас в нашем спасении, указывает на то, что мы были избраны ко спасению от вечности. Подчеркивая важность дара веры (Евангелие от Иоанна, главы 6 и 10), Иисус также говорит о вечном избрании Божьего народа. Посему эти люди слишком поздно попытались закрыть Божьи уста и удалить из Святого Писания сию прописную истину. Они забыли, что все Писание богодухновенно (2-е Тим. 3:16). Под Писанием Святой Павел подразумевал Закон и пророков. Посему совершенно ясно, что в Евангелии содержатся только важные и полезные истины. Ни одна часть Евангелия не может быть бесполезной. Все содержание Евангелия назидает нас в вере и страхе Господнем.

Таким образом, совершенно очевидно, что сие учение явно представлено в Святом Писании. Святой Дух говорит о нем четко и ясно. Тех же, которые пытаются извратить Евангелие и отвратить людей от него, следует называть манихеями. Ибо они вырывают из Писания тексты, которые им не нравятся, и создают свое «Евангелие» из оставшихся отрывков. Таким образом, «Евангелие» манихеев состоит из текстов, которые, по их мнению, являются правильными и полезными. И если такие еретики, как древние манихеи, жестоко противостояли Богу, разрывая то, что должно быть единым неразрывным целым, то такими же злобными и упорствующими должны быть и те, кто в наши дни пытается предать полному забвению учение о вечном Божием предопределении. Если бы у них была возможность запретить Богу провозглашать сию истину, они бы это сделали с превеликим удовольствием и рвением. Они бы с огромной радостью запретили Богу говорить то, что противоречит их собственным безумным взглядам.

Посему глупость сих людей очевидна для всех. Вот почему Святой Павел превозносит Божью благость и показывает нам всю ее ценность. Было бы намного лучше ввергнуть весь мир в смятение, чем позволить людям предать сие учение полному забвению. Разве мы можем попрать данную истину? Ведь Бог даровал нам сие невообразимое богатство Своей благости явным образом! Разве мы можем молчать о нем?

Однако существуют еще две причины, которые подтверждают чрезвычайную важность провозглашения сего учения. Мы можем извлечь из него неоценимую пользу. Лучше не родиться, чем не знать учение, которое излагает апостол Павел в данном тексте. Ибо есть две вещи, к которым нам следует стремиться, прилагая все наши старания, знания и способности. Сии две вещи являются кратким изложением всего учения Святого Писания. Первая – прославление и превозношение Бога, которых Он достоин. Вторая – уверенность в нашем спасении, благодаря которой мы можем называть Бога нашим Отцом (Рим. 8:15). Горе нам, если мы чужды этих вещей. Ибо в таком случае нет в нас веры. Мы сможем хорошо говорить о Боге, однако наши слова будут лживыми и пустыми.

Относительно первого утверждения я ранее упоминал, что мы можем познать Божью благодать только благодаря Его избранию. Давайте представим, что Бог привлекает к Себе всех людей. В таком случае желание получить спасение основывалось бы на свободной воле человека и его внутреннем побуждении. При таких обстоятельствах Бог мог бы спасать людей на основании их заслуг. Но как в таком случае будет возвеличена Его благость? Ведь Божия благость проявляется в Его безусловной любви к нам. Ибо мы знаем, что наше естество и деяния не заслуживают Божией любви. Нет ни одной причины, почему Господь должен любить нас. Если это правда, тогда избрание является единственной причиной Божьего благоволения к нам. Бог принимает одних людей, потому что Он так желает, и оставляет других пребывать в греховном состоянии погибели. Совершенно ясно, что Божья слава не изливается на тех, кто этого заслуживает. Ибо нет праведного ни одного. Он дарует Свою благость и любовь только тем, кому Он пожелал оказать милость.

Следует помнить, что провозглашение Слова Божия приносит нам неоценимую пользу. Вот почему так часто в Законе и пророках говорится, что Бог не относился так хорошо ни к одному народу, как к потомству Авраамову. В сих книгах постоянно подчеркивается мысль о том, что Бог пожелал избрать израильтян и принять их как Своих детей. Сам Закон свидетельствует об этом. Израильтяне должны были прославлять Бога, потому что Он пожелал даровать им Закон (Втор. 4:7). В то же время Господь не пожелал называть бедных язычников Своими детьми. Однако у нас есть великая привилегия! У нас есть Божие Слово, из которого мы извлекаем огромную пользу для себя. Совершенно ясно то, что нам следует ежедневно прислушиваться к Слову Божию. Однако мы получим пользу только тогда, когда Бог будет говорить Своим Святым Духом в наших сердцах.

Таким образом, мы имеем дело с двойной благодатью. Благодаря сей благодати Бог побуждает определенных людей провозглашать Его святое Евангелие, ибо ни один человек сам по себе не в состоянии этого сделать. Вот почему Богу чрезвычайно важно посылать нам вестников, которые призывают нас к Нему и предлагают надежду Господнего спасения. Однако нам следует постоянно помнить, что мы не сможем поверить до тех пор, пока Бог не явит Себя нам Своим Святым Духом. Ибо Бог обращается к нам не только чрез уста проповедующего, но и посредством Своего Святого Духа, Который глаголет в сердцах наших. Вот почему наш Господь Иисус Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан. 6:44). Само Слово Божие показывает нам, что Бог милосердно относится к нам, желая просветить нас Своим Святым Духом, дабы мы обрели веру в Его Евангелие.

Если бы Бог просвещал Своим Святым Духом всех людей без исключения, тогда и в таком случае у нас было бы веское основание прославлять Его. Однако мы видим, что некоторые ожесточили свои сердца, неустойчивы в вере, следуют своими путями и не получают никакой пользы от слышанного ими Слова Божия. Сии люди глупы, и по этой причине мы все более осознаем Божью благодать, явленную нам. Вот почему Святой Лука утверждал, что после проповеди Святого Павла уверовали только те, кто был предназначен ко спасению (Деян. 13:48). Следует помнить, что проповедь Святого Павла слышало великое множество народа. Более того, на Павла была излита Богом такая благодать, что он мог обратить к Господу даже безгласные камни. Однако, несмотря на его великое дарование, многие люди продолжали коснеть в своем неверии и жестокосердии, и лишь некоторые откликнулись на призыв.

Святой Лука ясно показывает, что откликнувшиеся на Божий призыв не были умнее других. Сии люди не обладали большей склонностью к благочестию, чем остальные. Они раскаялись в своих грехах по одной простой причине – Бог избрал их ко спасению! Итак, мы видим, что все человеческие заслуги должны быть упразднены, дабы Бог мог получить ту хвалу, которую Он заслуживает по праву. Более того, нам следует всегда помнить, что мы не производим веру в своих сердцах. Ибо если бы это было так, тогда мы полагались бы на свои добрые дела и нравственные заслуги. Благодаря вере мы начинаем понимать, что полны греха и порочности, прокляты и предназначены для уничтожения. Посему нам следует постоянно признавать свою греховную природу. Если мы считаем, что поверили в Бога благодаря своему волеизъявлению, тогда этим мы подчеркиваем свои человеческие заслуги. Тем не менее нам следует постоянно помнить, что человек может поверить только тогда, когда вера будет дарована ему свыше.

Восклицание Святого Павла «Благословен Бог» заслуживает самого пристального внимания. Почему? Потому что Бог даровал нам баснословные богатства во Христе Иисусе. Посему мы счастливы и благословенны! Далее Святой Павел пишет: «Он избрал нас в Нем». Разве веру не следует рассматривать как часть духовных богатств, о которых упоминает Святой Павел? Конечно же, да! Более того, вера является наиважнейшей частью духовного богатства! Ибо верою мы получаем Святого Духа. Благодаря вере мы вырабатываем терпение посреди окружающих нас бед и несчастий. Благодаря вере мы повинуемся Богу. Благодаря вере мы получаем освящение для служения Богу. Иными словами, вера является наиглавнейшим из всех духовных благ, которые Бог изливает на нас.

Давайте будем помнить, в какой последовательности Святой Павел излагает путь спасения. Он утверждает, что мы получили веру благодаря нашему предвечному избранию. Совершенно ясно, что вера зависит от избрания. В противном случае нам следует признать Святого Павла лжецом. Относительно первого утверждения мы можем сказать следующее: люди, которые желают предать забвению учение о предопределении Божием, являются смертельными врагами Божией благодати. Они желают, насколько это возможно с их стороны, извратить сие учение. Ибо (как я уже говорил ранее) уничтожение сего учения приведет к разрушению всей христианской религии.

Второе утверждение касается нашей уверенности в спасении. Паписты настаивают, что мы должны сомневаться в своем спасении. Более того, они считают, что мы можем приходить к Богу только с надеждою на спасение. По их мнению, нам не следует уверять себя в спасении, ибо сия уверенность является не чем иным, как самоуверенностью. Но если мы молимся Богу, тогда мы обязаны называть Его Отцом, если только мы являемся учениками Иисуса Христа. Ведь сам Господь научил нас молиться подобным образом.

Действительно ли мы уверены в том, что Бог является нашим настоящим Отцом, или, называя Его подобным образом, мы не считаем Его таковым на самом деле? Если мы не уверены в том, что Бог есть наш истинный Отец, тогда наши молитвы преисполнены лицемерия, а первое слово молитвы «Отче наш», которое мы произносим, является ложным утверждением. В таком случае паписты не знают, что значит молиться Богу. Ведь они не уверены в своем спасении. Однако (и мы это явственно увидим в третьей главе) Святое Писание четко показывает нам, что если мы желаем молиться Богу правильным образом, то нам следует верить в Господа Иисуса Христа. Ведь только сия вера может даровать нам уверенность в нашем спасении. Благодаря этой уверенности мы приобретаем храбрость и дерзновение. Веруя во Христа, мы не должны колебаться и сомневаться в нашем уповании. Напротив, нам следует взращивать в наших сердцах твердое убеждение в том, что Бог действительно считает нас Своими настоящими детьми. Каким же образом мы можем достигнуть сего положения? Принимая посредством веры Его милосердие, которое Он предлагает нам в Своем Святом Евангелии, и уверяя себя в том, что мы избраны Богом от вечности. Ибо если наша вера зависит от нас самих, тогда она весьма быстро исчезнет. Более того, наша вера будет полностью разрушена до основания, если только Господь не укрепит нас. И хотя мы «чрез веру соблюдаемы ко спасению» (1-е Пет. 1:5), тем не менее Сам Бог хранит нас. Если наша вера не основана на предвечном избрании Божием, тогда сатана может уничтожить ее в любой момент. Сегодня мы крепки в вере, а завтра можем потерпеть сокрушительное поражение. Однако наш Господь Иисус Христос дарует нам силу преодолеть все искушения. Ведь Он ясно говорит: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10:28, 29). Таким образом, мы видим, что наше спасение подтверждается Божьим вечным предопределением, которое является достаточной причиной для серьезного рассмотрения слов Святого Павла относительно сего предмета.

Конечно, и я уже упоминал об этом ранее, множество людей придираются к сему учению. Они не могут поверить, что Бог по Своему изволению избрал некоторых людей ко спасению, а остальных отверг. Однако совершенно очевидно то, что всего лишь малая часть людей приходит к Богу. Но почему же тогда Он отверг остальных людей? В данном случае нам следует постоянно помнить о том, что Божию волю невозможно постичь нашим ограниченным человеческим разумом. Прежде всего, следует напомнить, что Бог никому ничем не обязан. Если мы считаем, что Бог обязан нам, тогда мы подвергнем сомнению Его Закон. Ведь у Бога действительно нет никаких обязательств по отношению к человечеству. Не Он нам должен, но мы Ему. Ибо, желая, дабы Бог относился ко всем людям одинаково, мы тем самым лишаем Его свободы действий. В таком случае у Бога было бы меньше свободы, чем у смертных существ. Богатый человек может распоряжаться своим имуществом так, как ему заблагорассудится. Если он пожелает сделать подарок некоему человеку, означает ли это, что остальные люди могут подать на сего состоятельного человека в суд, требуя таких же подарков для себя? Разве нет у него права одаривать тех, кого он любит? Представьте, что все бедняки начнут требовать от сего человека денег, считая, что он по причине своего положения обязан отдать им свои богатства. Разве не смехотворно такое предположение? С другой стороны, у сего человека есть полное право усыновить незнакомца, соделав его законным наследником своего состояния. Следует напомнить, что Бог милосерден ко всему человечеству. Разве Его солнце не сияет на добрых и злых (Матф. 5:45)? Однако Он пожелал усыновить лишь определенную часть человечества. Только эти люди получают сию огромную привилегию. Чего же мы достигнем, если будем высказывать свое недовольство Божьими решениями? Некоторые люди могут утверждать, что Бог лицеприятен (Колос. 3:25). Однако это неправда! Ведь Господь не избирает богатых, пренебрегая бедными. Он не принимает только людей знатного происхождения, отвергая незнатных простолюдинов (1-е Кор. 1:26). Нет никаких доказательств того, что Бог относится к людям с лицеприятием и предубеждением. Ведь, избирая недостойных, Бог показывает Свою совершенную благость и милость. Следует помнить, что Он не считает одних людей более достойными Его избрания, чем другие. Ведь недостойны все без исключения! Он избирает только по Своему благоволению.

Чего же нам еще желать? Я привел достаточное количество доказательств, дабы мы могли довольствоваться Божиим промыслом, предоставляя Ему полное право избирать тех, кого Он пожелает избрать. Ибо Его воля является суверенным стандартом справедливости и правосудия. Вот почему весь мир должен сомкнуть свои уста пред Богом (Рим. 3:19). Несмотря на то что нечестивцы и осквернители противятся Богу, богохульствуя и выискивая ошибки в Божиих деяниях, у Него достаточно силы и могущества для укрепления Своей праведности и премудрости. Следует помнить, что все сии хулители будут посрамлены Богом в последний день. Мы же прекрасно понимаем, о чем говорит Святой Павел. Разве может учение, в котором говорится о Божием благословении избранного народа, быть невразумительным? Просветив нас Духом Святым, даровав нам веру в Евангелие и соделав причастниками благодати нашего Господа Иисуса Христа, Бог тем самым показывает нам, что мы избраны Им от вечности. Посему нам следует помнить следующее. Дабы правильно превозносить Божию благодать, мы должны (как я говорил об этом раньше) узреть ее источник и основную причину – Божие предвечное избрание.

Дабы наилучшим образом показать тщетность всех достоинств, которыми люди желают гордиться (ведь мы всегда склонны возвеличивать себя и не можем смириться с тем, что человек суть прах земной), Святой Павел провозглашает: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира». Так как человек считает себя более значимым, чем он есть на самом деле, Святой Павел в данном отрывке сокрушает сие смехотворное и глупейшее человеческое убеждение. По сей-то причине он и показывает, что человек прежде своего рождения не мог ничего решать. Именно Бог избрал нас прежде создания мира. Что же в таком случае мы можем Ему ответить? В данной ситуации паписты весьма ловко избегают прямого и ясного вывода, утверждая, что Бог избрал ко спасению людей, которые этого не заслуживали. Однако Он знал, что в будущем они будут заслуживать спасения! Он знал это благодаря Своему предвидению! Таким образом, они согласны с тем, что ни один человек не заслуживает спасения, пока не будет избран Богом. Но, согласно их точке зрения, Бог, от Которого ничто не сокрыто, знал заранее тех людей, кто будет заслуживать спасения в будущем. Таким образом, они не отвергают Божие избрание как таковое. Посему можно с уверенностью утверждать, что негодяи, которые желают предать забвению сие учение, являются сущими дьяволами, поддерживающими вопиющее и ужасающее нечестие. Паписты, по крайней мере, так не поступают. Ведь они считают, что Бог избрал и предопределил прежде основания мира людей, которые, по Его мнению, будут достойны этого. Паписты защищают то, что сии нечестивцы полностью отвергают, пытаясь осквернить и уничтожить Божье величие, сокрушив учение о Его предвечном Совете. Более того, паписты (по крайней мере те, кто серьезно исследует Святое Писание; я говорю даже о монахах, которые являются профессорами богословия в семинариях и университетах) считают, что Божие избрание безусловно, а сам Бог избрал людей не на основании их заслуг, но только благодаря Своему предвечному волеизъявлению. К сожалению, после сих замечательных утверждений они делают бессмысленные выводы. Ведь паписты считают, что Бог избирает тех, кого Он пожелал избрать, дабы соделать их достойными Его спасения. На сем основании они возводят свое учение о человеческих заслугах, утверждая, что человек может достигнуть Царства Небесного благодаря своим собственным нравственным усилиям. Они согласны с тем, что Божие избрание является безвозмездным даром, однако сразу подчеркивают Божие предузнание тех, кто будет совершать добрые дела.

Однако как можно предвидеть то, что никогда не произойдет? Ведь мы прекрасно знаем, что все потомство Адама порочно и греховно. У нас нет желания не только совершать добрые дела, но даже помыслить об этом. Если бы даже Бог ожидал сотни тысяч лет нашего обращения к Нему и совершения нами благих поступков, ничего бы не произошло. Мы бы так и пребывали в своем греховном состоянии, собирая на свои головы уголья Божьего гнева и проклятия. Другими словами, чем дольше живет человек на земле, тем больше он заслуживает Божьего наказания. Посему Бог не мог предвидеть в нас то, чего в нас не было и в помине!

Каким же тогда образом мы приходим к Богу? Каким же образом мы повинуемся Его гласу? Каким же образом мы приобрели разум, который мыслит в соответствии с положениями веры? Все сии вещи исходят только от Бога. Ведь Он Сам созидает их. Следует отметить, что Святой Павел, говоря о Божием избрании Своего народа прежде создания мира, подчеркивал чрезвычайно важный аспект сего учения. Бог не мог увидеть в нас что-либо достойное нашего спасения, ибо в нас нет ни единой капли благости и добра. Таким образом, Божие избрание является доказательством Его безусловной благодати. По сей-то причине Павел и пишет в 9-й главе Послания к римлянам о двух братьях, Иакове и Исаве: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» (Рим. 9:11, 12).

В девятой главе Послания к римлянам Святой Павел рассматривает сей вопрос более подробно и обширно, чем в Послании к ефесянам. Поскольку именно Бог избрал нас прежде создания мира, мы должны наконец-то понять, что все люди одинаковы. Нет человека, который был бы лучше и достойнее других. Вот почему различие между Иаковом и Исавом было установлено Богом прежде, чем они сделали что-либо доброе или худое, дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего. Посему вся слава должна принадлежать Богу, а не нам. Ибо человек ничего не сделал для своего спасения. И в данном отрывке мы видим, что имел в виду Святой Павел, говоря о нашем избрании Богом прежде создания мира.

Более того, Святой Павел подчеркивает, что мы были избраны прежде создания мира во Христе Иисусе! Если бы мы были избраны сами по себе, тогда можно было бы предположить, что в нас присутствует нравственная добродетель, которая сокрыта от других людей. Однако мы видим, что Бог избрал и возлюбил нас не на основании наших заслуг. Что еще можно добавить к сему? Если я делаю добро человеку, значит, я люблю его. Причина моей любви к человеку может объясняться схожестью наших характеров, взглядов и так далее. Однако Божья любовь существенно отличается от человеческой. Вот почему Святой Павел утверждает, что мы были избраны во Христе Иисусе. Разве Бог возлюбил нас по причине нашей нравственной красоты? Конечно же, нет! Ведь в таком случае Он бы испытал отвращение к нам. Конечно, говоря о наших страданиях и несчастьях, мы можем с уверенностью утверждать, что Он относится к нам с милосердием и состраданием. Однако Бог поступает таким образом по одной простой причине – Он от вечности возлюбил нас во Христе. Должно быть, у Бога было некое зеркало, чрез которое Он смотрел на нас. Другими словами, прежде чем избрать и призвать нас, Он смотрел на нас чрез Господа Иисуса Христа.

Итак, после того как Святой Павел показал нам, что мы не можем заработать спасение своими усилиями, а посему наше избрание зиждется на Божией безусловной благодати, он предоставляет нам еще более существенное доказательство: мы избраны в Господе Иисусе Христе, Который является истинным доказательством нашего спасения. Божие изволение избрать и спасти нас подобно регистрационной записи в книге учета. Ведь само Святое Писание называет Божие избрание Книгой Жизни. Сам Господь Иисус Христос является нашей регистрацией. Ибо в Нем записаны наши имена как истинных детей Божиих. Таким образом, совершенно ясно, что Бог смотрит на нас чрез Господа Иисуса Христа, так как мы не можем предоставить Ему ни одной причины, почему Он должен спасти нас. Нам следует постоянно помнить об этом.

Далее Святой Павел пишет: «Чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Сия любовь является Божиим действием. Ибо нет ни одной причины, почему Бог соизволил усыновить нас как своих детей, кроме Его безусловной любви. Однако есть и другое истолкование сего слова. По всей видимости, Святой Павел показывает нам, каким должно быть совершенство верных, то есть хождение в праведности пред Богом. Несмотря на то что Божие избрание безусловно и разрушает до основания всю уверенность в достоинствах, добрых делах и добродетели человека, тем не менее оно возбраняет нам совершать грехи и вести беспорядочный образ жизни. Наоборот, Божие избрание отвращает нас от зла и порока, в котором мы пребывали ранее. Ибо по своей греховной природе мы можем только раздражать Бога, навлекая на себя Его гнев и проклятие. Ведь нечестие все еще пребывает в нас, пытаясь править нами. Более того, мы все еще пребываем под владычеством сатаны. Посему Бог должен изменять нас, ибо все благие деяния проистекают из Его предвечного избрания.

Бог показывает нам, что Он не только избрал нас по Своей величайшей милости, но и не позволяет нам оскверниться греховной нечистотой. Ибо мы должны быть чисты и непорочны для Бога. Потому что избрание Богом Своего народа и Его призыв к святости неотделимы друг от друга: «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1-е Фес. 4:7).

Поскольку у нас нет времени рассмотреть весь отрывок на данном богослужении, нам следует подумать о пользе, которую мы можем для себя извлечь из сего прекрасного учения. Вскоре нам предстоит подготовиться к участию в Господней Вечере, которая является знаком нашего избрания, упования нашего спасения и всех духовных благ, благодатным источником которых является Божья безусловная любовь. Нам следует помнить, что Бог дарует нам Свои несметные духовные богатства не для того, чтобы мы злоупотребляли ими, но посредством сих благ прославляли Бога не только нашими устами, но и всей жизнью. Так как мы познали Бога, давайте будем учиться верно следовать Его учению в смирении и чистоте, дабы Он мог радоваться нам. Будем стремиться к высокой цели, все более удостоверяясь в том, что мы истинные дети Божии, дабы каждое деяние наше было доказательством руководства над нами Святого Духа, называя Бога своим Отцом.

А сейчас давайте преклонимся пред величием нашего благого Бога, признавая свои грехи и моля Его сделать так, чтобы мы осознавали всю глубину своей порочности и могли получать неоценимую пользу, пребывая в страхе пред Ним. Будем просить Господа, дабы Он укреплял нас в наших немощах и мы могли наслаждаться Его благодатью до того момента, когда мы воссядем на престолах славы, когда все наши грехи и пороки будут уничтожены во Имя нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Посему давайте все вместе скажем: «Всемогущий Бог, Отец наш Небесный…»


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Комментарии (2)

 

  1. Eugene:

    Только у Кальвина нахожу ответы.

  2. «….если бы Святой Павел не написал этот текст, у нас возникло бы впечатление, что Божья благодать предназначена для всех людей. В таком случае мы могли бы подумать, что Бог дарует Свою благодать всем без исключения людям, у которых есть способность избрать ее благодаря своей свободной воле»

    Как не хватает нынешним христианам осознания этой истины.
    Отличная проповедь, спасибо за Ваш труд братья!
    Благослови Вас Господь!

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: