Жан Кальвин и смерть М. Сервета

21
Сентябрь
2009

Лекция взята с подкаст ленты Максима Фокина «Церковь и Реформация»

27 октября 1553 года на костре в Женеве был сожжён Мигель Сервет как «предупреждение всем, кто возводит хулу на Бога». Его обвинили в «ужасных богохульствах на Троицу и Сына Божьего». Палач был неопытен, и любопытствующие, напуганные длительными пронзительными криками жертвы, из чувства жалости пытались помочь и ускорить наступление смерти и, чтобы огонь горел сильнее, бросали в него охапки хвороста.
Потребовалось полчаса, чтобы убить его таким образом.
Кальвина там не было. Он не хотел, чтобы Сервет был предан смерти через сожжение.
Говорят, что Фарель, друг Кальвина, лишился дара речи от того, что увидел в конце казни, и сразу же вернулся в Невшатель, не обращаясь к Кальвину.
Слышали, будто перед смертью Сервет взмолился Иисусу о милосердии. Несомненно, то был настоящий крик совершенно сломленного человека, обращающегося к милосердному Богу.

Скачать файл:

Информация про файл:

Тип файла: mp3
Размер файла: 3,4 mB
Длительность файла: 15:00


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Категория: Аудио

Комментарии (40)

 

  1. Дмитрий:

    Для Максима Фокина
    Ув. г-н Фокин,
    Подскажите пожалуйста, где и в каком труде вы нашли, что слово «Кальвин» надо читать с ударением на последнем слоге. Так как на четырёх языках, это ударение ставится на первый слог. Если я не прав то прошу меня поправить, что бы мне правильно произносить имя этого богослова.
    Every blessing
    Sincerely yours
    Dmytro Levytskyy

  2. Eugene:

    Очень интересно. Сердечная благодарность уважаемому Максиму.

  3. Алексей:

    Что получается? «Да, Кальвин сжег Сервета, но Сервет был хлохой и вредный неудачник, а Кальвин – хороший добрый человек с прочной репутацией. Кроме того, все так раньше делали.»

    По-моему, когда человека убивают за его взгляды, никакие «но» неуместны. В Женеве практиковалось преследование инакомыслящих. Часто просто изгнание. Можно конечно утверждать, что Реформаты – одно течение, а Английские реформаты – Англикане – другое. А Католики – третье. Но Англикане сжигали на кострах Католиков, Католики – Англикан, и Женева тоже решила, «Чем мы хуже?» По-моему, дело вообще не в этом. А дело в том, что Кальвин, как вы говорите, осознал неободимость насильственного утверждения своего религиозного бренда. У него оказался Реформатский. У других – Англиканский или Католический. На Руси – Православие. Религия претендует на маоральные абсолюты. Бог Христианства – говорит о себе как об абсолюте. Радикальная нетерпимость заложена в самом понятии этого. Да, Кальвин делал то же что и все, потому что любая религиозная группа, придя ко власти, не видит иного выхода, как поддерживать свою доктрину насилием. Только когда Христианство потеряло хватку в Женеве в достаточной мере, в 1903, ошибку признали. Извините меня, почти 300 лет «соль и свет» мира считал, что это не было проблемой.

    Именно поэтому религии не место в современом обществе. Потому что она хорошая и добрая, только когда она в меньшинстве.

  4. Алексей, я не со всем с вами согласен.
    Во-первых, в современном обществе преобладает постмодернистский взгляд, который утверждает, что абсолютной истины нет, у каждого своя истина. Это очень опасно так думать, потому что тогда стираются все грани и авторитеты. Если быть последовательным с точки зрения постмодернизма, нужно вообще отказаться от всяких законов, ведь у каждого своя правда. Это приведет к анархии. Но общество не готово говорит на общественном уровне о том, что у каждого своя правда. Но на религиозном таких деятелей полно. Бог ХРистисанства, как вы его назвали, претендует на абсолютность как Творец, Вседержитель, ЦАрь, Спаситель. И только в Нем есть истина. Поэтому, постмодернисты правы только в том, что вне Бога абсолютной истины нет.
    Во-вторых, обязанность церкви отстаивать чистоту учения.
    В-третьих, Кальвин не принимал остаточные решения. Он давал только библейскую оценку учению Сервета. Вот он и дал. А что, он должен был пускать сопли и говорить, что Сервета молодец, только немного ошибся? Он защищал истину. Осуждать за смертную казнь. Возможно сейчас это не принято. Но еще в Ветхом Завете Бог повелел побивать лжепророков камнями. В Новом ЗАвете говорится, что власть – это БОжий слуга, который носит меч, чтобы карать непокорных. Поэтому, в свете того времени, не вижу очень большой проблемы в том, что произошло тогда в Женеве. Вы говорите о 1903 году, когда реформация поступилась. Извините. Посмотрите на сегодняшнюю Европу. Они говорят о демократии. Но именно такая бесхребетность в христианстве привела к тому, что в некоторых церквях рукополагают на пастрыство гомосексуалистов, распространяется секуляризм; половина населения даже не знают елементарных знаний о том, кто такой Христов; христианские храмы продаются под бары и даже мечети. Вот к чему привела религиозная терпимость.
    Относительно ошибок. У каждой деноминации есть свои ошибки в истории. Признать их – это уже смелость. Это говорит о том, что мы люди грешные, склонны ошибаться и нуждаемся в Божьей благодати, откровении и просвещении Святым Духом.
    Этого я желаю и вам.

  5. «Кальвин» надо читать с ударением на последнем слоге.
    Жан Кальви́н (фр. Jean Calvin)

  6. Eugene:

    Дмитрию.
    При произношении французских фамилий ударение делаеися на последний слог:сравни Марэ, Дюма, Саркози

  7. Дмитрий:

    Ув. Eugene,
    Спасибо что просветили, теперь буду знать как правильно произносить имя этого богослова.
    Every blessing
    Sincerely yours
    Dmytro Levyskyy

    Eugene:
    Декабрь 15, 2009 в 8:53 пп
    Дмитрию.
    При произношении французских фамилий ударение делаеися на последний слог:сравни Марэ, Дюма, Саркози

  8. Сергей:

    Ув Юрий ,прочел ваш ответ Алексею и к своему удивлению и ужасу понял что вы оправдываете поступок Кальвина ,к сожалению таких как вы и Кальвин очень много в протестанских церквах и сегодня ,осуждающие взгляды на одежду ,за инакомысли в вопросах веры готовы «братия» и сегодня поднять кого угодно на костер ,если Кальвин брал в свои руки вопросы спасения и предопределения вчера то сегодня есть к сожалению его последователи ….ничем нельзя оправдать убийство за инакомыслие !!!!!

  9. Уважаемый Сергей. Хотел бы ответить на ваш комментарий:
    Вы пишете:
    «…к сожалению таких как вы и Кальвин очень много в протестанских церквах и сегодня ,осуждающие взгляды на одежду ,за инакомысли в вопросах веры готовы «братия» и сегодня поднять кого угодно на костер…»
    А откуда вы знаете мои взгляды, когда говорите об одежде и т.д.? Считаю эти вопросы примитивными. Более важно отстаивать чистоту Писания. Я не утверждаю, что Кальвин был святой. У него были ошибки, как и у каждого человека. Но, оценивая его поступок относительно Сервета, нужно учитывать: учение Писания (а оно конкретно за смертную казнь лжепророков) и обстоятельства того времени. С другой стороны, чтобы иметь моральное право критиковать поступки Кальвина, считаю, нужно хотя бы немного быть похожим в посвященном служении Господу на него. Послушайте лекцию Мак-Артура о жизни и служении Кальвина – http://calvin.reformed.org.ua/?p=572

    Есть еще один момент. Если взять историю христианства 20 века, тогда нужно осудить все деноминации и верующих, которые к ним принадлежат (говорю исходя из вашего отношения к стороникам Кальвина). Если взять к примеру христианство во времена Сталина, так у многих лидеров деноминаций (в том числе и баптистов) руки по локти в крови, так как были очень частыми случаи, когда одни лидеры сдавали в руки КГБ других верующих, писали лжесвидетесьтва, и их потом отправляли в ссылки. ТАк чем христиане и их лидеры 20 века лучше христиан 15 века?
    Просто при анализе тех или иных событий нужно все оценивать с точки зрения Писания и того времени, в которое жили эти люди.

  10. Серега:

    Уважаемый Юрий ,я не против деноминаций или деноминации я против того что Кальвина возвеличивают в стан святых если послушать того же Мак-Артура ,я не припомню чтоб апостол Павел кого убивал или сжигал на костре ,если почитать историю Кальвина то за короткий перид времени с 1542 по 1546 за 4 года его правления в Женеве которого так и называли женевский папа , было приведено в исполнение 58 смертных приговора и написано 76 декретов об выселении из города ,для меня есть истина то что говорит священное писание ….по тому узнаете что вы Мои ученики ,если будете иметь любовь между собою …

  11. Я с вами согласен. Любовь должна быть прежде всего. Но почитайте, как Писание учит относится к лжеучителям. Написано, что даже в дом не пускать, даже за стол не садится с теми, кто упал в ересь. И в Старом, и даже в Новом завете не особо проявляется любовь к лжеучителям. Ведь они разрушают единство в церкви. Именно таким лжеучителем был Сервет. Он не просто ошибался в некоторых вопросах. Он опровергал основные постулаты Писания, отвергая Троицу, Божественность Христа и т.д. Кальвин не был мером города. Он не давал прямых распоряжений. Он давал богословскую оценку учениям, которые были.
    В случае с Серветом как он должен был поступить? Сказать, что учение Сервета – истинна?

    Относительно того, что Мак-Артур возвеличивает Кальвина. ОН по многим вопросам не разделяет позицию Кальвина. Но это не мешает ему трезво оценивать жизнь и служение этого человека. Он не возвеличивал, а говорил о реальных фактах из жизни Кальвина.

  12. Серега:

    Если по вашему мнению, Кальвин дал как вы пишете богословскую оценку на убийсто Сервера то мне такое богословие страшно по самой сути

  13. А вы знакомы с богословием Кальвина? Думаю, прежде чем давать оценку, лучше ознакомьтесь, почитайте. Думаю, тогда будет больше оснований давать критичную оценку.
    Вы пишете: «…то мне такое богословие страшно по самой сути». Изучите учение Кальвина, и ваш страх превратиться в благодарение Богу за Его милость и благодать.

  14. Серега:

    Изучите учение Кальвина, и ваш страх превратиться в благодарение Богу за Его милость и благодать…. Спасибо Юрий за совет ,для меня учение Господа нашего Иисуса Христа есть милость и благодать а в учении Калвина что то я не нашел милости ,когда было приведено в исполнение 58 смертных приговора

  15. Дмитрий:

    Дорогие друзья, суть вопроса связан ли Кальвин со смертью 58 осужденных или хотя бы Сервета, сводится к простому примеру, представьте – гос.аппарат согласно закона осуждает человека на пож. заключение или смертную казнь, и в этом обвиняют приходского священника. Разве Кальвин «бегал вокруг костра с факелом»? Не приувеличивайте влияние Кальвина на Магистрат. Не забывайте, что Кальвин в Женеве был не один, и у него всегда были противники.

  16. Евгений:

    Серега:»Калвина что то я не нашел милости ,когда было приведено в исполнение 58 смертных приговора»
    Ув. Серега. Ваше неприятие Кальвина базируется на элементарном незнании его трудов. И для меня Кальвин святой. Меня привел к Богу Дух Святой именно после знакомства с трудами великого Кальвина. Так что для меня в этом смысле святость Кальвина.
    Вы должны понимать, что Серввет для женевцев, впрочем и для всей Европы, был не инакомыслящим в нашем понимании. Он был просто уголовником, которого ждала казнь в любой христианской стране того времени.
    Причем в Википедии не все есть правда. М

  17. Серега:

    Евгений: » Причем в Википедии не все есть правда » …..Правда есть у религиозных фанатиках которые искажают правду ? не думаю .. история дело серьезное .Меня привел к Богу Дух Святой после знакомства со Словом Божиим ,и примеры встречи Савла с Богом и его изменение жизни также пример для подражания.Не те труды читаете Евгений .

  18. Евгений:

    Не те труды читаю?Почему не те? К Богу люди приходят разнимы путями.Я через Кальвина, затеи Писание. Вы сразу через знакомство с Писанием.А кто-то через реанимацию, затем Библию.
    «Не те труды читаете Евгений». И сразу осуждать и поучать…Но все равно спасибо.

  19. Мигель Сервето несомненно, был отъявленым еретиком, чей бред о Христе представлял собой смесь ислама и иудаизма, которым он очень интересовался. Однако в чем то он был прав: Бог не предопределяет души к гибели в аду и Бог есть любовь.
    Есть одно письмо которое написал Кальвин Фраелю, как пишет один автор(Roland P.Bainton, Hunted Heretic^ The Life of Michael Servetus, Boston Press 1953)
    «..Сервет мне прислал целую книгу своего бреда.Если я дам свое согласие, он приедет сюда; но я не обещаю что, если он приедет, то, воспользовавшись своей властью, я не допущу, чтобы он выбрался отсюда ЖИВИМ»

    Поэтому надо знать исторический контекст чтобы надеяться и тешиться, и защищать такого гнустного человека как Кальвин.

    Обвинительный акт, составленный Кальвином-Юристом, состоял из тридцати восьми обвинений, подкрепленных цытатами из работ Сервета.
    Кальвин лично явился в суд в качестве обвинителя и «главного свидетеля в обвинении»(Wallace , Calvin, Geneva,77)
    Дальше Женевский совет проконсультировался с другими церквями протестанстской Швейцарии, и спустя шесть недель был получен их ответ: Сервета нужно осудить, но не казнить. Тем не менее, под руководством Кальвина, его приговорили к смерти по двум пунктам обвинения в ереси: унитарианство и отвержение крещения младенцев.

    Как бы то нибыло Сервета сожгли, Кальвин был тут не ни причастен, а на оборот. И выгораживать его в свете благочестивого человека который повиновался законам Женеве – я бы не стал.

    Сегодня Кальвинисты настойчиво продолжают предъявлять одно оправдание за другим, чтобы снять вину со своего героя. Тем не менее, даже такой непреклонный кальвинист как Уильям Каннингхэм пишет:

    «Не может быть никаких сомнений, что Кальвин до, во время, и после события, явно одобрял и оправдывал убиение его*(Сервета), принимая на себя ответственность за это » {William Cunningham, The Reformers and the Theology of reformation,316-317}

    Теперь задайте себе вопрос:
    Сообразуется ли христианская жизнь с культурой?
    независимо где ты живешь ты должен быть христианином, Христос никого никогда не гнал даже если люди говорили ересь против него.
    Кальвин же наоборот, для вас неужели это не очевидно?
    А вы восхищаетесь этим человеком, который притеснял всех кто с ним не был согласен. Это же не по христиански.
    Всех благ.

  20. Евгений:

    Сергей! Еще раз:Сервет на момент суда был обыкновенным уголовником, кторый за свои высказывания подлежал казни в любой христианской стране.У Вас же выходит Сервет чуть ли не узник совести. Это во-первых. Во-вторых, лично Вы, имеете ли право осуждать в двадцать первом веке поступки Кальвина?

  21. Серега:

    Eвгений можете объяснить в чем преступление Серветта,и за что он подлежал казни в любой христианской стране ?

  22. Евгений:

    А Вы серьезно полагаете, что в 1555 году можно было безнаказанно ходить, к примеру, по Красной площади Москвы кричать о «простолюдине» Иисусе и отсутствии Троицы?

  23. Егор:

    Ребята, о каких «казнях лжепророков» вы говорите?! Христос заповедал любить врагов, и был радикально против насилия! Почитайте Евангелия! Только Господь Бог может решать кому жить, а кому нет, у людей нет такой власти! Поэтому считаю, что понять Жана Аккузатива невозможно!

  24. Егор:

    Кроме того, именно Жан Аккузатив, будучи мэром Женевы подписал более 70 указов о смертной казни, садил в тюрьму за занавески в доме, за обжорство, и, посадил парикмахера за красивую прическу! А когда он учился в Семинарии – его называли Жан Аккузатив, за его черту в характере – всех и всегда обвинять!

  25. Егор пишет: «Только Господь Бог может решать кому жить, а кому нет».
    Я согласен с ним на 100%. Только вот Господь казнит порой через свой Христов закон, как в Ветхом так и в Новом Заветах. Если человек приговарён справедливо, тогда однозначно, палач не виновен, он был лишь карающей рукой Святого, Любящего справедливость Бога.

  26. Сергей Накул:

    Уважаемый Егор!
    Объясните пожалуйста, во-первых, на основании каких исторических данных вы утверждаете, что Жан Кальвин был мэром Женевы, если у него даже гражданства женевского не было на протяжении длительного времени пребывания в этом городе (Гражданство женевское Кальвин получил незадолго до своей кончины). Во-вторых, о каких 70 смертных указах, ПОДПИСАННЫХ МЭРОМ КАЛЬВИНОМ вы так голословно утверждаете. Приведите ссылки…..

  27. Сергей Накул:

    Уважаемый Егор!
    Жду вашего ответа………..

  28. Springsteen:

    Да уж, оценивать Жана Кальвина по сегодняшним стандартам… Да Серветта хотели сжечь все вменяемые христиане того времени! Это был явный еретик, как уже было разъяснено. Обвинять Кальвина ? В чем? Окститесь!

  29. Иван:

    Евгений, вот ваша цитата -»Сервет на момент суда был обыкновенным уголовником», оправдывающая казнь человека, по своему понимавшего Писания. Как насчет Иисуса Христа? Кем его считали те кто его предал на смерть? На чьей вы стороне вы сами уже дали ответ… Маньяки и убийцы всегда пытаются дать рациональное объяснение своим поступкам. А насчет Кальвина, – это каким же надо быть подонком, – он сам поначалу на своей шкуре испытал, что значит бегать от смерти за свои убеждения по всей европе. И тут на те, находясь у власти, встретил Серветта, – надо казнить.

  30. Евгений:

    По своему понимающий Писание? Вы, Иван, осуждаете поступки женевцев в 16 веке мерками 21-го. Могу лишь повторить следующее: если бы, к примеру, мой оппонент Иван в 16 веке ходил по Красной площади Москвы и правозглошал Иисуса обычным плотником и что Троица есть выдумка людей, то думаю с Вами очень быстро покончили бы и без суда. Что же касается Ваших слов в адрес Кальвина, то смею заметить, что издавание звуков в сторону великих Вам величия не прибавляет…

  31. Прочитал ваши дискуссии и ничего полезного не нашел.Вы похоже знайте хорошо историю христианство и думаю понимайте почему на место сегодняшней Турции обладает ислам.Точно так богословы в 11веке спорили о мухе которая упала в священной воде… и не заметили как ими овладела Османсая империя.хочу вам братья сказать вам что в нашей церкви просочился ученик МакАртура и у нас большие проблемы. Что Кальвин ,что МакАртур что его последователи опылились той же диктатуры О какой любви вы говорите?Труды Кальвина ясно говорят ;что Бог одних предопределил на смерть – других избрал на вечное спасение! Это любовь Бога? Человека убийца Царствия Божья не наследует

  32. Евгений:

    О позиции Каливина об ереси лучше всего сказал сам великий Каливин: «Относительно ереси.
    Сталкиваясь с ересями и нечистыми извращениями истины, которые все искажают, нам следует реагировать таким образом, как если бы нас ударили в живот или вонзили нож в шею. Ибо, на чем зиждется жизнь и благополучие церкви, как не на чистейшем Слове Божием? Если бы некий человек посетил нас и отравил мясо, которое нам необходимо для утоления голода, отнеслись бы мы к нему с терпимостью? Конечно нет! Его деяние возмутило бы нас до глубины души! Подобное объяснение применимо и к Евангелию. Мы обязаны защищать чистоту Евангельского Учения, всегда. Мы не должны допустить, дабы Евагелие было каким-либо образом, когда-либо извращено.»
    — («Проповеди Жана Кальвина по посланию Галатам»)
    Что тут можно добавить?

  33. Петр:

    Я понял. Все правильно. Всех еретиков нужно истребить !!! Да, тогда было такое время, были еретики… Да и сейчас в мире много еретиков. Давайте начнем священную войну и истребим всех еретиков, или тех, кого мы посчитаем таковыми, или вернее тех, кто не согласен с нашими взглядами. Начнем с Индусов, Буддистов, Мусульман, Свидетелей Иеговы, Иудеев, Христиан, язычников, атеистов, ученых, и вплоть до каждого кто мыслит или верит по-другому чем вы…… А потом я убью и вас, так как считаю что ваше учение тоже ошибочно… И останемся на земле только одни мы, самые правильные в своих глазах ): ?????????????????????????? Итак обьявляю всемирную войну-бойно!!!! Все в РУЖЬЕ !!! Ай-да, убивать налево и направо!!! Что? Бред несу??? Это всего лишь продолжение вашей теории!!! Горе вам лжеучители!!!! В судный день возрыдаете и восплачете, потому что одна участь убийц, и поддерживающих и покрывающих их. А Слово Божие остается неизменным: «НЕ УБИЙ !!!» «…любовь НЕ ДЕЛАЕТ ближнему ЗЛА…» Как вы библию читаете? О да помилует вас Бог и откроет ваши глаза…

  34. Илья:

    Я читаю некоторые комментарии и понимаю, что эти люди ничего не знают и знать не хотят… Вдолбили себе в голову два стиха из Священного писания и думают, что все знают…. В своих трудах Кальвин говорит об избрании и он в этом совершенно прав, потому что в Священном писании очень много мест в которых об избрании говорится и о том что делает наш Господь с теми, которых отвергает…. Люди, которые оспаривают принципы избрания думают и считают, что в спасении тоже есть их заслуга, но они ошибаются, если так думают….. Потому что Бог кого хочет-ожесточает, кого хочет-милует….. Так что не заблуждайтесь в том, что вы хоть сколько-то повлияли на Божье решение…. Это Его суверенное право избрать вас или нет…. Не забывайте, что над каждым человеком находится Божий гнев и не нужно прикрываться словами из Священного писания, что «Бог Есть Любовь», потому что также Бог имеет суверенное право уничтожить вас в любой момент за ваши грехи….. Потому что согрешивший в одном, становится виновным во всем…. И еще один момент; люди критикующие Кальвина никогда не читали его трудов из-за своей гордыни и безумия. Мало того, не читая его трудов они умудряются эти труды критиковать…. Сидят дома на диване, ничего полезного не делают, но будут осуждать человека, который десятки тысяч людей привел к Богу, провел за свою жизнь огромную работу…. Я много знаю, в реальности, людей-противников Кальвина, которые слышали о нем пару слов критики от других людей и на этой критике основывают свое мнение…. Еще хотел вот что написать: если не хотите ничего читать из духовной литературы, расти в слове, развиваться, то мне вас жаль.

  35. Илья:

    Да и еще… Исход 32 глава
    18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
    19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
    20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
    21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
    22 Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
    23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
    24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
    25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
    26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
    27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
    28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
    29 Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

  36. Илья:

    И это сделал Моисей-самый кроткий человек из всех живущих на земле….
    И таких случаев с Моисеем не один, не правда ли???Сколько он людей уничтожил, которые шли против Бога…. Так что не надо тут трагедию разводить из-за казни одного человека, который поносил имя Бога и богохульствовал…

  37. Илья:

    (Лев.24:10-16)
    10 И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином;
    11 хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею;
    12 и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.
    13 И сказал Господь Моисею, говоря:
    14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;
    15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;
    16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

  38. Евгений Немчин:

    Полностью согласен.

  39. Sir:

    Илья, как и прочие рьяные кальвинисты (типа незабвенного «американского Августина» Эдвардса) любят приводить устрашающие и просто малоприятные цитаты из ВЗ, из коих, видимо, следует, что нужно убивать детей язычников, обманывать иноверцев и обворовывать их (вспомним Исход) и прочая. Говоря о протестантизме в целом, именно в среди реформатских богословов укрепилось и даже усилилось (!) мнение, что праведники в раю и сам Бог (!) радуются, смотря как осужденные люди горят и мучатся в аду. Могу скинуть много цитат. Бог реформатского богословия – это не только космический «повар» (выражение Цельса), но и своевольный деспот, который ожесточает и милует кого хочет беспричинно вне зависимости от заслуг и веры. Бог может лгать и побуждать ко греху (читаем Безу и Г. Кларка). Что же удивительного, если Кальвин следует тому образу Бога, который породило его больное воображение?

  40. Sir:

    Хорошо сказал Петр!

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: