Жан Кальвин. Предисловие к Новому Завету Оливетана

2
Июль
2009

Послание верным, в котором показывается, что Христос является концом Закона (1)

Приветствую всех любящих Иисуса Христа и Его Евангелие. Бог-Творец наш, совершенный и превосходный Создатель всего мироздания, который явил Себя, более чем величественным способом в творении всего существующего, изваял Свой шедевр — человека, и превознес его над всеми Своими творениями. Человек наделен необычайно высокими качествами. Ведь Бог сотворил его по Своему образу и подобию, в котором мы видим блистательное отражение Божьей славы. Более того, человек мог пребывать в том состоянии, в каком был создан, если бы только возжелал преклониться в смирении пред величием Бога, прославляя Его деяниями благодати. Он бы не искал своего, но осознавая, что все благодеяния нисходят с небес, постоянно обращался бы своим разумом к Господу, прославляя Его, единственного и единого Бога, которому принадлежит вся честь, хвала и благодарение.

Но гнусный человек, пожелав быть кем-то, стал необратимо забывать и не понимать, кто на самом деле является источником его благ. Деянием своей возмутительной неблагодарности он решил горделиво превознестись над своим Создателем. Он решил восстать против Творца всех превосходных качеств, которыми был наделен. По сей причине он был ниспровергнут Богом, утратив все достоинство и превосходство своего первозданного состояния. Он был лишен всей своей славы и утратил все дары, которыми обладал. Этими действиями Бог разрушает гордыню человека и заставляет его осознать истину, которую тот не желает понять самостоятельно. Эта истина проста. Человек сам по себе – никто и ничто. Он никогда не сможет стать кем-то без помощи Всемогущего Бога.

Посему, осознавая, что Божий образ и подобие искажены в человеке, а сам он лишился благ и милостей, которые Бог по Своему милосердию преизобильно изливал на него, Господь оставил человека в отвратительном состоянии греха и отрекся от него как от Своего творения. Суть Божьего предназначения такова: человек должен радовать Господа и радоваться в Нем. В таком случае Бог относится к человеку, как отец к своему возлюбленному чаду. Но сейчас Господь предал человека мерзости и презрению. Все, что раньше в человеке приносило Богу радость и удовлетворение, сейчас вызывает Его неудовольствие. Все то, что Бог так любил в человеке, сейчас вызывает у Него только гнев и отвращение. Все, что Он созерцал с благоволением отца, сейчас вызывает лишь неприятие и сожаление. Говоря кратко, человек во всей своей совокупности, своими деяниями, мыслями, словами, жизнью, вызвал Божье неудовольствие. Человек ведет себя как особый враг и противник Господа. По сей причине Бог раскаялся, что сотворил человека. Будучи низвергнут Богом в пучину своеволия, человек размножил свое проклятое семя, породив потомство, которое во всем подражало ему. Они порочны, жестоковыйны, развращены, пусты, отвращаются добра и преуспевают во зле.

И все же Господь милосердия, Который не только любит, но и Сам является Любовью и Благом, возжелав по Своей великой милости возлюбить того, кто не достоин любви, решил не уничтожать все человечество и не оставлять навеки в пучине их собственных грехов и преступлений. Напротив, Он терпеливо поддерживает человечество с нежностью и заботой, даруя ему время и возможности возвратиться к Нему и стремиться упражняться в смирении, которое люди однажды отвергли. Несмотря на то что Бог хранил молчание, как будто желая скрыть Свое лицо от человечества, допустив ему идти вслед своим похотям и желаниям, без Закона, порядка, наставлений Его Слова, Он, тем не менее, даровал достаточное количество доказательств (Своего присутствия), дабы люди искали, чувствовали и находили Его, познавали и почитали, как Он того заслуживает.

Ибо Господь установил знаки Своего присутствия и власти по всей земле. Они так явственны и очевидны, что не оставляют никаких оправданий для тех, кто не желает знать Господа, тех, кто только делает вид, что не знает об этом Всемогущем Боге, так явно провозглашающем о Своем величии. Небеса и земля являются книгой, которая повествует о славе Его силы, благости, мудрости и вечности. Апостол Павел правильно отметил, что Господь всегда оставляет свидетельство о Себе. Даже среди тех людей, которым Он не даровал никакого свидетельства Своего Слова. Совершенно очевидно, что все Божьи создания, начиная с летающих в небесах и заканчивая обитающими в центре земли, способны выступать в роли свидетелей и вестников Его славы всему человечеству, призывая людей искать Бога. А нашедши Его, размышлять о Нем и оказывать почтение, подобающее Его достоинству благого, всемогущего, вечного и мудрого Бога. Они даже способны помочь каждому человеку в поиске Бога. Ибо поющие птички поют о Боге, животные своим ревом и рычанием прославляют Его, стихии трепещут пред Ним, горы эхом откликаются Его гласу, источники водные и реки взирают на Него, а травы и цветы заливаются радостным смехом пред лицем Его. Совершенно ясно, что нет нужды в продолжительном поиске, дабы любой человек мог увидеть отражение Бога в себе, так как каждый из нас поддерживается и сохраняется Его силой, пребывающей в нас.

Более того, дабы явить более явственно Свою бесконечную благость и доброту людям, Господь не ограничил Свое откровение человечеству только вышеупомянутым способом (то есть «общим откровением» – прим. переводчика). Он провозглашал Свою волю посредством определенных людей, которые были избраны по Его благоволению и благодати из всех народов и племен земли. Это были дети Израиля. Именно им Господь явил Себя посредством Своего Слова и чудесных деяний. Все, что Израилю было необходимо знать о Боге, Он дал ему. Ибо Господь избавил их от необходимости подчиняться фараону, царю египетскому, который обрек их на рабское существование. Он освободил Израиль из рабства. Во время их бегства Господь сопровождал израильтян и днем, и ночью, как если бы Он сам был беженцем-израильтянином. В пустыне Он даровал им пищу. Он дал Израилю во владение землю обетованную. Он даровал им победы и триумфы. Он желал, дабы Его называли Богом Израиля, а сам Израиль — Божьим народом. Но при одном условии: если сам Израиль признает Его Господом и провозгласит, что нет иного Бога кроме Бога Израилева (и нет иных богов, кроме Него). И этот союз (завет) был подтвержден и передан посредством древнего обычая завета и свидетельства, скрепленного самим Богом.

Тем не менее эти люди, также затронутые греховной природой всего человеческого рода, действовали как истинные наследники испорченности своего отца Адама. Божьи призывы не оказывали на них должного влияния, они не прислушивались к Божьему учению, которым Господь пытался образумить их. Творения, которые были запечатлены славой и величием Бога, не наставляли язычников. Сыны Израиля не смогли научить язычников прославить Бога, о Котором они были призваны свидетельствовать. Даже Закон и пророки не смогли вывести иудеев на правильный путь. Все они были слишком слепыми, дабы увидеть свет, слишком глухими, дабы услышать наставление, а их сердца так окаменели, что не желали исполнять заповеди Господа.

Это правда, что язычники, узрев множество благ в окружающем мире, были вынуждены признать, что существует некий Верховный Благодетель, Который, собственно, и является источником всех земных благ. Но вместо того, чтобы воздать истинному Богу честь и славу, они создали бога по собственному подобию, придуманного благодаря их глупейшему воображению во всем своем тщеславии и заблуждении. Но они изобрели не одного бога, а великое множество, насколько им позволяли собственное безрассудство и самонадеянность выковывать и изваять разнообразных божков (feindre et fondre). Посему не было такого места на земле, где бы люди не создавали новых богов по своему вкусу и предпочтению. Таким образом, именно такое идолопоклонство, этот вероломный сводник, было способно оказывать огромное влияние на людей, дабы они отвергли Бога и развлекались огромным сонмищем фантомов, которых они сами создали по своему подобию и которым дали имена.

Хотя иудеи и приняли послания и заповеди, которые Господь провозглашал чрез Своих слуг, тем не менее, они умудрились создать ложную веру, отвратившись от Бога, нарушали и пренебрегали Законом, ненавидели его и жестоковыйно ходили своими путями. Для дома Господня они стали чуждыми, побежав как беспутные люди вслед за иными богами, поклоняясь идолам по обычаям языческим, нарушая Божью волю.

Но если Господь желает спасти Своих людей, иудеев ли, язычников ли, тогда Ему необходимо заключить новый завет, завет нерушимый, верный и надежный. Для заключения такого завета необходим Посредник, который может содействовать примирению двух сторон и установить согласие между ними. Ибо без такого Посредника человек обречен постоянно испытывать на себе гнев и ярость Господни. У него не будет средств избавления от проклятия, жалкого существования и пучины смятения, в которую он попал, как в западню. Таким посредником стал наш Господь и Спаситель Иисус Христос, истинный и вечный Божий Сын. Отцу было необходимо даровать человечеству Своего Сына для восстановления этого мира, пребывающего в запущенном, разрушенном и обреченном состоянии.

Также следует отметить, что с самого начала у нашего мира была надежда на возмещение потерь, произошедших в Адаме. Ибо даже Адам, несмотря на свою непоследовательность после падения, получил обетование о семени жены, которое сокрушит главу змия. То есть об Иисусе Христе, Который родился от девы, поразил сатану и разрушил его власть и силу.

Впоследствии данное обетование было дано Аврааму, но в более расширенном варианте. Бог сказал ему, что все народы земли будут благословлены в его семени. Это значит, что из семени Авраамова появится Иисус Христос по плоти, благословением Которого люди из всех стран будут освящены. После Авраама сие обетование было даровано Исааку, без каких-либо изменений и дополнений. Различные пророки, каждый в свое время, часто провозглашали, повторяли и подтверждали это обетование. Оно указывало на то, когда и от кого будет рожден Христос, в каком месте, какие страдания, лишения и смерть ему предстоит претерпеть, в какой славе Он воскреснет из мертвых, каково будет Его Царство и какое спасение Он предоставит Своим людям.

Во-первых, пророк Исаия предсказал рождение Христа от девы («Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», Ис. 7:14). Время описано в повествовании Моисеевом, когда добрый Иаков сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Данное пророчество было исполнено, когда Христос пришел в этот мир. Ибо римляне, лишив иудеев собственных правителей, за 37 лет до прихода Христа назначили Ирода царем над Израилем. Как известно, отец его Антипатр был эдомитянином, а мать – из страны Аравийской. Посему Ирод был чужеземцем для иудеев. Время от времени иудеи жили без царя, но в таком положении они оказались впервые. Ведь они лишились своих советников, законодателей и правителей. Другое пророчество о времени рождения Христа провозглашено пророком Даниилом. Он говорит о так называемых семидесяти седьмицах (Даниил 9:24). А пророк Михей очень ясно говорит о месте рождения Христа («И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных», Мих. 5:2). Исаия и Захария явственно и уверенно пророчествовали о страданиях, которые Господь должен претерпеть ради нашего спасения, и о Его смерти ради нашего искупления. Также Исаия, Иеремия и Захария предвозвещали славу Его воскресения, сущность Его царства и благодать спасения, которую Он изольет на Своих людей.

Данные обетования, будучи провозглашены святыми людьми, исполненными Святым Духом, были настоящим утешением для избранных детей Божиих. Ибо они укрепляли, поддерживали и взращивали свою надежду в сии обетования, ожидая, когда воля Божия явит им полное исполнение сих обещаний. Среди них было множество царей и пророков, которые сильно желали увидеть исполнение этих обетований, не переставая верою понимать в своих сердцах и душах невидимую для наших глаз реальность. Посему Господь поддерживал Своих людей любыми доступными способами во время их продолжительного ожидания Мессии, предоставив им Закон, содержавший многочисленные обряды и постановления об очищениях и жертвоприношениях, которые были тенью будущих благ — великих благословений, которые будут явлены с приходом Христа. Ибо Он единственный является воплощением всей Истины. Ведь Закон не был в состоянии привести кого-либо к совершенству. Он только представлял Христа. Закон, подобно учителю, говорил о Господе и вел к Нему. Ведь Христос, как говорил апостол Павел, является концом и исполнением Закона.

Подобным образом Бог многократно и многообразно посылал Своему народу царей, князей и предводителей, дабы избавлять их от могущественных врагов, мирно управлять ими, помогать восстанавливаться после невзгод и потерь, строить процветающее царство и благодаря своей великой доблести прославить их среди всех народов и племен. Все сии деяния Божии были предвкушением великих чудес нашего славного Мессии, Который облечен всемогуществом и властью Божьего Царства. Но когда пришла полнота времени, а период, предопределенный Богом, завершился, пришел Мессия обетованный, явления Которого так долго ожидали. Он был совершенен. Он сделал все необходимое для нашего спасения и искупления. Отец Небесный даровал Своего Сына не только иудеям, но и язычникам. Христос — Божий дар всем людям, всем странам, дабы греховная человеческая природа могла примириться с Отцом. Об этом ясно и четко говорится в данной книге (Новом Завете). Мы приложили все свои старания, дабы точно перевести греческий текст и передать всю полноту истины, содержащуюся в нем. Мы желаем, чтобы все добрые христиане, как мужчины, так и женщины, которые знают французский язык, правильно понимали и признавали закон, которому они обязаны повиноваться, и веру, которой они должны следовать (2).

Ради провозглашения истины о примирении наш Господь Иисус Христос, являющийся ее основанием и сущностью, назначил Своих апостолов, которым повелел огласить весть о Своей благодати всему миру. Апостолы, стараясь исполнить свои обязанности как можно лучше, приложив все свои силы для исполнения своего посольского служения, проповедуя своими устами, не остановились на этом. Они последовали примеру Моисея и пророков, оставив нам вечное послание своего учения в письменной форме. Сначала они описали деяния Христа и Его страдания ради спасения нашего, а затем показали всю ценность этого учения, какую пользу мы можем из него извлечь и как мы можем его принять. Полное собрание их работ называется Новым Заветом. Новым он назван по отношению к Ветхому Завету…

Данная книга названа Новым Заветом по отношению к Ветхому Завету. Ветхий Завет, в сравнении с Новым Заветом, был несовершенным по своей форме и содержанию. Поэтому он был отменен. Новый Завет вечен, он никогда не обветшает и не будет отменен, так как Иисус Христос является Посредником этого Завета. Господь ратифицировал этот завет Своей смертью, благодаря которой Он совершил полное прощение наших грехов (проступков), остававшихся в силе во времена первого завета.

Святое Писание называется Евангелием, то есть новой и радостной вестью. Ведь Писание провозглашает, что Христос, единственный истинный Сын Живого Бога, стал человеком, дабы мы могли стать детьми Бога-Отца, по усыновлению. Посему Он – наш единственный Спаситель, Которому мы всецело обязаны за наше искупление, примирение, праведность, освящение, спасение и жизнь. Он умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Он восшел на небеса, дабы мы могли явиться туда и вселиться в небесные обители, приготовленные Им Самим. Он восшел на небеса, дабы быть нашим вечным помощником пред Отцом в качестве Ходатая и Вечной Жертвы умилостивления. Он восседает по правую руку Отца как Царь, ибо Он помазанный Владыка всего сущего. Посему Он может совершить восстановление всего в небесах и на земле. Ни все ангелы, ни патриархи, ни пророки, ни апостолы не знали, как совершить это восстановление, и не способны были свершить его. Ведь Бог предназначил для этой цели не их.

В Ветхом Завете обетования о Мессии подтверждались множеством свидетельств пророков, точно так же в Новом Завете многие верные свидетельства провозглашают Христа единственным Спасителем. Именно Он должен был прийти. И именно Его явления ожидали люди. Господь Иисус убедительно подтверждает это Своим Словом и Своим Духом, посредством Своих ангелов, пророков, апостолов и даже всех творений. Посему никто не может противиться Его свидетельству, не сопротивляясь при этом Божьей Силе. Прежде всего, сам Бог свидетельствует о Христе (а Божье свидетельство — непререкаемая истина), говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Его слушайтесь» (Евангелие от Матфея 9:7). А вот, что говорит Святой Иоанн: «Сам Дух свидетельствует сердцам нашим» (1-е Иоанна 5:1). Архангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии, сказал ей: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:31–33). Такое же по своему содержанию послание было передано Иосифу, а затем и пастухам, которым было возвещено, что родился Спаситель, Христос Господь (Евангелие от Матфея 1:20–21, Евангелие от Луки 2:10–11). Следует отметить, что сия весть была провозглашена не одним ангелом, но подтверждена великим сонмом ангельских существ, которые вместе славили Бога и провозглашали мир на земле. Праведный Симеон величественно провозгласил эту весть в духе пророчества: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов»

(Лук. 2:29–31). Иоанн Креститель, видя, как Господь спускается к Иордану, также подтвердил Его истинность, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан. 1:29). Петр и остальные апостолы исповедали, подтвердили и провозгласили спасение, которое согласно предсказаниям пророков могло быть осуществлено только в личности Иисуса Христа, истинного Божьего Сына. Люди, которых Господь назначил быть свидетелями этой истины, вплоть до наших дней подтверждают ее в своих писаниях. Читатели работ данных свидетелей могут убедиться в этом сами.

Единство их свидетельств поражает. Они находятся в таком согласии друг с другом, что невозможно не признать их истинности. Ибо во лжи невозможно такое согласованное единство. Кроме того, не только Отец, Сын и Святой Дух, ангелы, пророки и апостолы свидетельствуют об Иисусе Христе, но и Его чудные деяния показывают Его всемогущество. Больные, хромые, слепые, глухонемые, прокаженные, паралитики, лунатики, одержимые бесами и даже люди, которых Иисус воскресил из мертвых, доказывают Его силу. Своею силой Он даровал жизнь. Все деяния Христа доказывают Его истинность (Иоан. 10:25). Кроме того, даже нечестивцы и враги Его славы были вынуждены под давлением неопровержимых свидетельств до определенной степени признать Христа. Например, Каиафа, Пилат и его жена. Я даже не считаю нужным приводить свидетельства бесов и нечистых духов, когда Иисус изгонял их.

Говоря кратко, все вышеперечисленное принесло Христу славу. По Его повелению утихал ветер, успокаивалось бушующее море, в брюхе рыбы были найдены две драхмы, камни раскалывались на части, завеса в Храме разодралась, солнце померкло, гробы открылись и многие мертвые воскресли. Как на небе, так и на земле все свидетельствует о том, что Христос есть Бог, Господин и Великий Посланник Отца, посланный на землю ради спасения человечества. Все эти истины провозглашены, записаны и подтверждены в этом Завете. Благодаря этому Завету Христос соделал нас наследниками Царства Бога-Отца и явил нам Его волю (как завещатель наследникам). Он уверяет нас, что Завет действителен!

Более того, Бог, призывая нас к этому великому наследию, не взирает на наше положение. Будь то мужчины или женщины, малые или великие, слуги или господа, учители или ученики, священники или миряне, иудеи или греки, французы или латиняне — все, кто уверенно принял Того, Кто был послан ради них, принимает дарованное Господом и признает Его истинность, не будут отвергнуты Богом.

А тем временем все мы, кто называет себя христианами, мужчины или женщины, позволим ли мы себе бесчестить, скрывать и искажать этот Завет? Ведь этот Завет принадлежит нам по праву, без него мы не можем претендовать на наследие Царства Божия, без которого мы бы ничего не знали о великих благословениях и обетованиях, дарованных нам Христом, о славе и блаженствах, приготовленных для нас. Без Завета мы не знаем, что Бог разрешает и что запрещает, мы не можем отличить добро от зла, свет от тьмы, заповеди Божии от постановлений человеческих. Без Евангелия все бесполезно и бессмысленно. Без Евангелия мы не христиане. Без Евангелия каждый богатый превращается в бедного, а вся мудрость человеческая становится безумием пред Богом. Сила оказывается слабостью, а вся человеческая праведность осуждается Богом. Но благодаря знанию Евангелия мы стали детьми Божьими, братьями Иисуса Христа, жителями града святых, гражданами Небесного Царства, наследниками Бога вместе с Иисусом Христом. Благодаря Ему бедный становится богатым, слабый – сильным, глупый – мудрым, грешники – оправданными людьми, страждущие получают утешение, сомневающиеся обретают уверенность, а рабы становятся свободными людьми. Евангелие — это Слово жизни и истины. Евангелие — сила Божия во спасение верующим и ключ к познанию Бога. Сей ключ отворяет врата Небесного Царства верным, освобождая их от грехов, и закрывает врата пред нечестивыми, оставляя их пребывать в своих грехах. Благословенны все, кто слышит Евангелие и исполняет его, тем самым показывая, что они дети Божии. Горе тем, кто не слышит Евангелие и не исполняет его, ибо они дети дьявола.

О, христиане, мужи и жены, слушайте это и научайтесь. Ибо совершенно ясно, что невежда погибнет в своем невежестве, а слепой, идущий за слепым, упадет вместе с ним в яму. Есть только один путь ко спасению — вера и уверенность в Божьих обетованиях, которые немыслимы без Евангелия. Ибо слушание и знание Евангелия производит живую веру вместе с уверенной надеждой, совершенной любовью к Богу и действенной любовью к ближнему. В таком случае, где ваше упование, если вы пренебрежительно и спесиво относитесь к слышанию, чтению и сохранению в сердцах этого Святого Евангелия? Те из нас, кто привязался всеми фибрами своей души к этому миру, поспешно хватаются за средства, которые, по их мнению, принесут им счастье, не щадя при этом свое тело, жизнь и репутацию. Все это совершается во имя несчастного тела, жизнь в котором так пуста, несчастна и слаба. Когда возникает вопрос относительно вечной и нетленной жизни, бесконечных и неизмеримых благословений, всех богатств рая, тогда не стоит ли нам прилагать все усилия для их достижения? Посвятившие себя техническим наукам, каким бы низким не было это занятие, тратят много сил и времени, дабы преуспеть в этой области, а люди, которые стремятся к наивысшим достижениям, терзают свой разум денно и нощно, углубляясь в научные исследования и не понимая, что все это суета сует. Не следует ли нам тогда заниматься старательным изучением Божественной Мудрости, которая превосходит весь мир и проникает во все тайны Божии? Сии тайны Богу было благоугодно явить в Своем Слове!

Тогда почему мы отдаляемся от этого Святого Евангелия? Какова причина? Возможно, жизненные лишения, проклятия, позор и стремление к мирскому уважению? Но мы прекрасно знаем, что Иисус Христос прошел весь путь, который нам необходимо пройти в качестве Его учеников. Посему нам не стоит отказываться от такой жизни – жизни, полной страданий, отвержения, унижения и презрения. Ибо только таким образом мы будем награждены, прославлены и возвышены в глазах Бога. Возможно, мы боимся высылки из страны, судебных предписаний и конфискации имущества? Но, будучи изгнанными из одной страны, мы имеем уверенность, что вся земля принадлежит Господу. Ну а если нас вышвырнут с поверхности земли, тогда мы знаем, что не будем пребывать вне Божьего Царства. Страдая от бедности и голода, мы знаем, что у нас есть Отец, достаточно богатый, дабы насытить нас. Иисус Христос был небогат, и посему мы должны следовать Его примеру. Возможно, мы опасаемся тюрем, пыток и страданий? Но мы знаем по примеру Христа, что это – путь к небесной славе. Возможно, мы боимся смерти? Но если мы прожили достойно, тогда смерть нам не страшна.

Если мы живем с Иисусом Христом, тогда все то ужасное, что происходит в нашей жизни, Он обратит в благословение, все нечистое станет святым, зло обратится во благо. Посему
будем иметь постоянное утешение в Нем, сталкиваясь с земными властями и силами, ополчившимися против нас. Ибо Божье обетование нерушимо. Господь наш Небесный надругается над сборищем человеческим, плетущим заговор против Него. Посему не будем печалиться, как не имеющие надежды, когда мы видим страдания и мученическую смерть истинных служителей Бога. Ибо правду сказал Тертуллиан (и это подтверждается как сейчас, так и будет подтверждаться до скончания века), что кровь мучеников – семя Церкви. Но мы получаем намного большее и надежное утешение, когда, отвращая наши взоры от сей земной юдоли и не замечая окружающий нас мир, мы терпеливо ожидаем великого Божьего Суда. Когда наступит сей Суд, все ухищрения человеческие против Господа будут уничтожены, сметены с лица земли. Это событие произойдет, когда Божье Царство, которого мы с надеждою ожидаем, будет явлено в силе во время величественного пришествия Иисуса Христа с Его ангелами. Тогда все праведные и нечестивые предстанут пред судилищем Великого Царя. Все, кто непоколебимо пребывал в сем Завете и исполнял волю Благого Отца, воссядут по правую руку Его как истинные дети. Они будут благословлены высочайшим исполнением своей веры – вечным спасением. Они не стыдились исповедовать свою веру во Христа, когда весь мир отвергал Его. Посему они станут причастниками Его славы и будут коронованы вместе с Ним в вечности. Все же лукавые, непокорные и проклятые люди, которые отвергали и преследовали это Святое Евангелие, все, кто ради почестей, богатств и высокого положения в обществе не пожелал смириться и нести поношение Христово и из-за страха пред людьми потерял свой страх пред Богом, отказавшись Ему повиноваться, станут по левую руку Бога. Они будут наказаны и отвергнуты Богом. Воздаянием за их неверность будет вечная смерть.

Посему, когда вы слышите Евангелие об Иисусе Христе, в котором исполнены все обетования и дары Божьи, когда оно повествует вам, что Христос был послан Отцом в этот мир, сошел с небес на землю и явил спасение человекам согласно пророчествам Закона и пророков, тогда да станет вам совершенно ясно, что все сокровища рая, несметные богатства Божии и сама жизнь вечная явлены вам в сем Евангелии. Ибо это вечная жизнь — иметь общение с Единственным, Истинным Богом и Сыном Его, Иисусом Христом, которого Он послал в этот мир и соделал основанием, сердцем и венцом спасения. Христос подобен Исааку. Ведь Он – возлюбленный Сын Небесного Отца, ставший жертвой за грехи наши, но смерть не возымела над Ним власти. Христос подобен Иакову, внимательному пастырю, который с такой заботой и нежностью относился к своим овцам. Христос – добрый и сострадательный брат Иосиф, Который во славе Своей не устыдился признать братьев Своих несмотря на их низкое положение. Он – великий первосвященник Мелхиседек, принесший вечную жертву единожды и навсегда. Христос – суверенный законодатель Моисей, Который Духом Своим начертал законы Свои на скрижалях человеческих сердец. Он – верный предводитель Иисус Навин, Который ведет нас в Землю Обетованную. Христос – победоносный и благородный царь Давид, подавляющий Своей царской десницей все греховные мятежи и восстания, подчиняющий всех Своей власти. Он – блистательный царь Соломон, правящий Своим процветающим Царством в мире и согласии. Он – сильный и могущественный Самсон, Который Своей смертью поразил врагов.

Все то доброе, о чем мы только можем помыслить, воплощено в личности Христа. Ибо Он был продан в рабство, дабы выкупить нас из рабства, пленен, чтобы спасти нас из плена, проклят, дабы простить нас, стал проклятием ради нашего благословения, стал жертвой за грех для нашей праведности, был обезображен, чтобы восстановить наш образ, умер, дабы мы могли жить. Он угасил гнев Отца, умилостивив Его, тьму обратил в свет, рассеял страх, призрел презираемых, отменил наш долг, облегчил нашу ношу, печаль обратил в веселье, несчастье превратил в счастье, разрешил затруднения наши, восстановил порядок, воссоединил разъединенное, облагородил бесчестье, подавил восстание, развеял наши страхи, раскрыл заговоры, уничтожил врагов, силу мира подавил Своей силой, выиграл битву, победил в войне, совершил отмщение, уничтожил страдания, проклял проклятие, бездну погрузил в бездну, победил ад, поразил смерть, смертность обратил в бессмертие. Говоря кратко, милость Христова поглотила все несчастья, а Его благость развеяла все злоключения. Ибо все то, что должно было стать орудиями сатаны в его войне против нас и жалом смерти, дабы поразить нас, обратилось в некие упражнения, из которых мы можем извлечь пользу. Причина, по которой мы можем хвалиться вместе с апостолом Павлом («О, ад, где твоя победа? О, смерть, где твое жало?»), лежит в том, что благодаря Духу Христову, Который был обещан избранным, мы не живем более, но Христос живет в нас. Благодаря этому Духу мы восседаем на небесных престолах, вместе с теми, кто пребывает сейчас в небесах. Посему этот мир для нас – ничто (хотя мы все еще живем в нем). Поэтому мы и довольны всем – страной проживания, жильем, одеянием, пищей и т. д. Мы получаем утешение в скорбях, радуемся в печалях, славим Господа, перенося поношения, мы богаты в бедности, согреваемся в своей наготе, терпеливы среди зла и живем в смерти.

Вот то, (3) что нам необходимо искать в Святом Писании – истинно познавать Иисуса Христа и все несметные богатства, содержащиеся в Нем, дарованные нам Им от Отца. Если бы мы попытались тщательно просеять сквозь сито Закон и Пророков, мы бы не нашли ни единого слова, которое не указывало бы на Него. Так как все сокровища мудрости и понимания сокрыты во Христе, у нас нет нужды ставить пред собой иную цель, если, конечно, мы не отвергнем свет истины, погрузившись во тьму лжи. Святой Павел правильно сказал, что он не желает знать ничего, кроме Иисуса Христа распятого. Такое знание, хотя и выглядит в глазах плотского разума презренным и посредственным, тем не менее, способно наполнить истинным смыслом наши жизни. Мы не потратим наше время зря, если будем исследовать это знание и применять его в своей жизни, извлекая из него неоценимую пользу. Чего же еще мы можем желать в качестве духовного учения для душ наших, как не познания Бога, посредством которого мы обращаемся к Нему, дабы Его славный образ был запечатлен в нас? Так мы становимся причастниками Его праведности и наследниками Его Царства, которым впоследствии будем обладать во всей полноте. Истина в том, что Бог даровал Себя нам. В настоящее время Он явил Себя нам более полно, дабы мы могли созерцать Его в лике Сына Его Христа. Посему было бы неправильным для нас отвратиться от Него и быть невнимательными к Его учению даже в малейшей степени. Наоборот, наш разум должен исследовать Писания, дабы знать только Христа. В таком случае Он приведет нас прямо к Отцу, Который воплощает в Себе все совершенство.

И снова я повторюсь. В Евангелии содержится вся мудрость, которую могут понять люди. Им следует изучать его всю жизнь. Но и помнить, что ни ангел, ни человек, мертвый или живой, не могут добавить или убавить что-либо из книги сей. Здесь нам следует остановиться и ограничить наше понимание, не добавляя к этому учению что-либо от себя и отвергая любую доктрину, которая противоречит Евангелию. Ибо всякий, кто дерзнет учить сверх того, что написано, должен быть осужден пред Богом и Его Церковью.

И вы, цари, правители и христианские князья, назначенные Господом карать преступников и защищать добрых людей, поддерживая мир согласно Святому Писанию, – вам следует поддерживать это святое учение, которое так необходимо для нас и полезно. Вы должны прилагать все старания для того, чтобы в ваших землях, царствах и поместьях издавали, преподавали и понимали сие святое учение, дабы вы прославляли Бога и превозносили Его Святое Евангелие. Ведь все цари и царства земные обязаны покорно повиноваться Господу и служить во славу Ему. Помните, что суверенная Империя, которая превозносится над всеми царствами, властями и господствами, отдана Отцем в руки Сына. Каждому человеку, малому и великому, следует бояться, относиться с благоговением и почитать Господа Христа. Помните (4) то, о чем предсказывали пророки: все цари земные преклонятся пред Богом, признавая Его своим Владыкой, будут почитать Его как своего Спасителя и Господа. Да исполнится сие пророчество в вас. Не почитайте унизительным для себя подчиниться такому великому Господину, как если бы от того ваше собственное величие и превосходство сократились и исчезли. Ибо это наивысшая честь, которую можно было когда-либо желать правителю, – называться представителем власти Бога на земле. Невозможно даже представить, что Иисус Христос, в личности Которого Бог желает быть прославлен и превознесен, не обладает властью над вами. Было бы чрезвычайно разумным с вашей стороны признавать Его превосходство. Ибо только Он является источником вашей силы и власти. Только представьте, какими неблагодарными людьми вы бы оказались, если бы пожелали игнорировать Того, Кто даровал вам власть и укрепляет ее и поддерживает! Более того, вам следует знать, что нет более крепкого и надежного основания для сохранения процветания в ваших государствах, как признать Бога своим Владыкой и Повелителем и под Его сенью править своим народом. Ведь без Бога ваши царства будут слабыми и неустойчивыми. Без Бога ваши государства не будут долго существовать. Они будут прокляты Господом и в определенное время разрушатся до основания. Так как Бог даровал вам меч власти, дабы править своими подданными от Его Имени и Его властью, оказал вам честь, даровав вам Свое имя и титул, освятил ваше высокое положение над другими людьми, дабы часть Его славы и могущества отражалась в вас, посему вам следует прославить и превознести Того, Кто является Божьим истинным и славным Образом, в личности Которого Отец полностью являет Себя нам. Более того, недостаточно просто исповедать Христа своим Господом и называть себя христианином. Ведь в таком случае вы будете обладать формой титула без истинного внутреннего содержания. Прежде всего, вам следует открыть свои сердца Святому Евангелию и принять его с покорностью и смирением. Это обязан сделать каждый человек. Но прежде всего вы ответственны за то, чтобы Евангелие слышали, печатали в ваших землях, а ваши подданные понимали его содержание. Ведь вы несете ответственность за своих людей пред Богом. В таком случае о вас будут говорить, как о слуге Великого Царя, который служит Господу и почитает Его, будучи покорно ведомым Божьей десницей.

Именно этого требует от вас Господь чрез Своего пророка, называя правителей стражами Церкви. Но эта защита не направлена на увеличение богатств, привилегий и почета духовенства. Ведь в таком случае клир становится спесивым и надменным, утопает в роскоши и разврате, не заботясь о своем истинном призвании. Сия защита Церкви не означает, что вам необходимо допускать горделивость и несдержанность духовенства. Прежде всего, вам следует заботиться о том, чтобы чистота и истинность Евангелия была сохранена во всей своей целостности, Святое Писание верно проповедовалось, читалось и воспринималось, дабы Бог был прославлен согласно Его повелениям в сей Книге, церковь управлялась верно, а все, что порочит Бога или руководство Церкви, было исправлено или удалено, дабы Царство Иисуса Христа могло процветать благодаря силе Его Слова.

О, вы, называющие себя епископами и пасторами бедных людей, позаботьтесь о том, чтобы овцы Иисуса Христа не лишились злачных пажитей. Пекитесь о том, чтобы христианам не запрещали беспрепятственно читать сие Святое Евангелие на своем родном языке, слышать его и передавать другим. Ибо это есть воля Божия и повеление Христа. Именно по этой причине Он послал Своих апостолов и служителей во все уголки земли, дав им силу говорить на всех языках этого мира, дабы они могли проповедовать Евангелие всем творениям Божиим. Он соделал их должниками греков и варваров, мудрых и неразумных, дабы все могли услышать их учение. Поэтому если вы истинные преемники апостолов, стремящиеся подражать им, тогда вам следует следовать их примеру, наблюдая за паствой и желая всеми возможными средствами научать всех вере в Иисуса Христа, провозглашая чистое Божье Слово. В противном случае приговор уже оглашен и записан – Господь взыщет с вас за эти души.

Ибо Господь светов желает Духом Своим Святым посредством этого Святого и Спасительного Евангелия научить несведущих, укрепить слабых, дать зрение слепым, дабы Его истина царствовала во всех народах и племенах, а весь мир мог познать одного Бога и единственного Спасителя Иисуса Христа, одну веру и одно Евангелие. Да будет так!

Примечания:

  1. Данное предисловие к переводу Нового Завета Пьера Робера Оливетана, который пользовался большой популярностью и был опубликован во многих изданиях Библии на французском языке, Кальвин написал в 1534 году (спустя год после своего обращения). Мы перевели это предисловие потому, что это первое протестантское исповедание веры Жана Кальвина (и пример апологетического красноречия). Еразм Роттердамский и Лефевр де Этапль также написали предисловия к своим переводам Нового Завета. Название и заглавие предисловия Кальвина появлялось в начале Библий и Новых Заветов, опубликованных в Женеве и в других городах, после 1543 года. Настоящий текст заимствован из Opera C. R. 9, 779 стр. и содержит дополнения, сделанные Кальвином после 1534 года.
  1. Вместо этого отрывка в трактате 1543 года (и всех последующих изданиях Библии) содержится только следующий за ним параграф в тексте.
  1. Этого параграфа нет в предисловии 1535 года. Впервые он был опубликован в трактате 1543 года (C. R. 9, 815).
  1. Смотрите предыдущее примечание относительно этого отрывка и следующего параграфа.


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: