Жан Кальвин о пасторском призвании

27
Март
2009

Вот, они говорят мне: «где слово Господне? пусть оно придет!» (Иер. 17:15)

Пророк Иеремия горько сетует на жестоковыйное и презрительное отношение народа к Богу. Они совершенно не желают почитать Господа и исполнять Его заповеди и повеления. Более того, этот народ дерзко восстает против своего Творца. Они извращают пророчества Божьих людей, с презрением относятся к Господним обетованиям и высокомерно отвергают все предупреждения пророков. Сам Иеремия неоднократно предупреждал их о грядущем пламени Божьего гнева. Но, когда Бог отложил на время Свое наказание сего жестоковыйного народа, они воспользовались Его долготерпением и милосердием для совершения своих греховных деяний. К сожалению, это очень часто происходит с коснеющими во грехе нечестивцами. Они не довольствовались последовательным умножением своих грехов и преступлений. Им этого было недостаточно. Посему этот народ открыто и дерзко поносил Бога, раздражая Его своим поведением.

«Где Слово Господне? На протяжении многих лет ты предупреждал нас о войне, голоде и чуме, но мы наслаждаемся благоденствием, и Бог хранит нас. Тогда скажи нам, Иеремия, где исполнение Слова Господня, которое ты провозглашал?»

Здесь явно видно, насколько велико было высокомерие израильтян. Ибо они не только не прислушивались к словам Иеремии, но и открыто высмеивали их. Но еще до появления Иеремии они слышали множество предупреждений от пророка Исаии:

«И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф» (Ис. 22:12–14).

Бог поклялся Своей собственной славой, что уничтожит грех народа. Ибо Израиль продолжал жить в своих грехах и пороках и совершенно не боялся предупреждений Божьих пророков. Напротив, израильтяне все больше коснели в своем грехе. Когда люди произносили эти слова с презрительными и насмешливыми ухмылками на своих лицах: «Где Слово Господне? Пусть оно придет», пророк Исаия был уже мертв. Возникает ощущение, что они намеренно провоцировали Бога. Этот народ похож на людей, которые, пытаясь унизить своего врага, кричат: «О, конечно, мы тебе верим! О, конечно, мы тебя боимся! Только покажи нам свою силу. Покажи нам, на что ты способен». Таким образом, когда Божьи служители предупреждали народ о грядущем разрушении, которого он вполне заслуживал, Израиль только высокомерно посмеивался. Пророк Исаия показывает, что народ израильский стал абсолютно безнадежен.

«Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим» (Иер. 17:16).

Пророк описывает Бога как своего Защитника, потому что Иеремия понял одну простую истину. Его народ стал до такой степени жестоковыйным, что нет никакой возможности образумить его. Пытаясь возбудить в сердцах людей страх и трепет пред Богом, Иеремия доказывал, что говорит не свои слова, но Божьи. Он старался показать им, что всего лишь верно исполняет повеление Господа. Он не пытался самовольно занять положение «учителя Израиля». Иеремия всего лишь повиновался Божьему призыву. Таким образом, люди сопротивлялись не смертному человеку, но самому Богу. Иеремия указывает не на себя, но на Господа. Он как бы говорит: «Спорьте с Богом. Ибо что я могу сделать с вами, а вы со мною? Ведь я не отстаиваю свои собственные интересы. Я не говорю о своих желаниях и воле. Но провозглашаю лишь то, что повелел мне Господь. Я исполнитель Его воли. Я орудие в руках Бога. В таком случае вам следует подумать, принесете ли вы пользу себе, вступая в спор с самим Богом? Вы стали врагами Господа. Сможете ли вы одержать победу над Ним?» Теперь нам понятно, о чем говорит пророк Иеремия.

Не увидев справедливости и правосудия в этом греховном мире, Иеремия стремится найти убежище в Боге. Понятно, почему он это делает. Ведь народ стал глух и нем, и не было возможности и сил привлечь внимание израильтян к Божьему посланию. И если люди извратили свой разум посредством грехов своих, то нам следует обращаться за помощью к Богу. Поэтому пророк Иеремия вверяет судьбу людей, к которым он обращается с предупреждениями, в руки Бога. Такое обращение в речи пророка содержит больше силы, чем если бы он просто обличал их греховные действия.

«Я не спешил»,– говорит пророк. Есть несколько толкований этого предложения. Слово «ква» в разных случаях обозначает совершенно разные действия. В одном случае это «я не спешил», а в другом — «я спешил». Есть и другие значения слова «ква». Например: «быть осторожным, питать отвращение» или «ненавидеть, не любить». Поэтому перевод данного предложения иногда звучит следующим образом. «Я не желал становиться пастором. Мне это совершенно не нравилось». Слово «ими» часто используется в отрицательном значении. Поэтому есть еще один перевод: «Я не заботился о том, чтобы стать пастором». Но я больше склоняюсь к варианту «Я не спешил». Ведь это выражение усиливается следующей фразой – «Я не желал». Эти два выражения хорошо дополняют друг друга. «Я не спешил» и «Я не желал». Обе фразы указывают на отсутствие у Иеремии желания заниматься такого рода служением. Но были другие люди, которые (как мы увидим в 23 главе) самовольно помазывали себя на пророческое служение, без Божьего одобрения. Такие пророки провозглашали не Божью волю, но свои собственные безумные выдумки и мечтания.

Прежде всего, Иеремия показывает, что он «не спешил становиться пастором, по сердцу Бога». Но, в отличие от Иеремии, в Израиле было много амбициозных людей, которые стремились заниматься тем, к чему Бог их не призывал. Они не думали о том, как угодить Богу в своей жизни и служении. То, что Иеремия использует выражения «я не спешил» и «я не желал», указывает не на разные значения, а на подтверждение одной и той же вещи. Нам следует помнить, что Иеремия не желал быть пастором Израиля по причине жестоковыйности и греховности этого народа. Ведь они восстали против самого Бога. Бога Иеремии. Бога, Который послал Иеремию к народу для провозглашения Своей воли. Как так может быть? Если бы Иеремия выставлял свое служение напоказ и привлекал внимание только к своей личности, тогда у израильтян был бы повод обвинить его в самовозвышении. Они могли бы это сделать совершенно безнаказанно. Но поскольку он ждал Божьего призыва к служению («Я не спешил»), у людей не было возможности обвинить его в самозванстве. Таким образом, Израиль своим противлением служению Божьего пророка показывал свое собственное нечестие. В данном тексте Иеремия устанавливает незыблемое правило для всех пророков и пасторов — мы не должны стремиться заполучить пасторское или пророческое служение, руководствуясь своими греховными амбициями. Настоящим Божьим служителем, пророком и учителем церкви может называться лишь тот, кто не руководствуется греховными желаниями своей плоти и неумеренным рвением. Этим служителем может быть лишь тот, кто смиренно подчиняется Божьему призыву к служению. Начало нашего служения – послушание Богу. Если мы желаем быть настоящими служителями, тогда нам необходимо подчиняться Богу. Это во-первых. Во-вторых, Иеремия показывает, что Божьи служители не обладают суверенной властью. Они не могут, пользуясь своим положением, провозглашать свои собственные повеления и суждения. Как Господни служители они обязаны проповедовать Божье Слово. Они исполнители не своей воли, но Божьей. Поэтому Бог дает им повеление — указывать на Божий путь. Следует помнить, что у служителей Божьих нет особых привилегий на этой земле. Конечно, Господь может назначить нас быть руководителями церкви, но вся слава этого руководства принадлежит не нам, но Богу. Никто из людей не может занять положение Главы Церкви. Это положение целиком и полностью принадлежит Богу. Ни одна часть Его власти не может быть отдана людям для использования в руководстве церкви и служении учительства. Только Бог обладает всей полнотой власти в руководстве Своей церковью. Другими словами, Господь не отдает Свою власть служителям церкви, но действует чрез них. Он сохраняет всю полноту Своей верховной власти. Нам следует серьезно относиться к словам пророка Иеремии: «Я не спешил быть пастырем у Тебя», ведь они определяют то, как мы должны следовать за Богом.

Необходимо отвращаться от человека, который не желает следовать за Богом, но живет по своему разумению и воле. Такой человек не может называться истинным пастырем Божьим. Но кажется, что этот текст противоречит словам апостола Павла в 1-м послании Тимофею 3:1: «Кто епископства желает, доброго дела желает». В данном тексте апостол Павел не осуждает желание человека быть служителем, но показывает как трудно и сложно служение епископа (блюстителя). Прежде всего, следует понять, что Павел не говорит о глупом амбициозном желании, которым воспламенены сердца многих мужей, когда они переоценивают свои возможности и таланты и не замечают множества своих недостатков. Павел как бы говорит: «Тот, кто желает посвятить себя Богу, должен всегда помнить, что пасторское служение является весьма трудным и даже опасным. Это непростое служение. Человеку следует ограничивать себя во многом. Ему следует помнить обо всех тяготах, сопряженных с данным служением епископства». Иеремия, со своей стороны, говорит о том, что известно из первой главы его книги. Он страшился пророческого служения. Он доказывал Богу, что у него нет способностей для пророческого служения. Заметьте, в ответе Иеремии – «Я косноязычен» – нет и намека на греховные амбициозные желания! Посему нет никакого противоречия между нежеланием Иеремии быть пастором Господним и желанием брата в новозаветной церкви стать епископом (ведь он желает доброго дела!).

Далее Иеремия говорит: «Я не желал бедственного дня» (у Кальвина: «День бедствия не был желаем мною»). Некоторые считают, что такое использование формы пассивного глагола является правильным для данного текста. Но я думаю, что было бы правильнее перевести: «Я не желал бедственного дня», то есть в форме активного глагола. Хотя большой разницы между этими двумя переводами нет. Иеремия понимал, что его служение как пророка Божьего подразумевает трудную и опасную жизнь. Он как бы говорит: «Зачем мне желать пророческого служения? Какая мне с этого польза? Желать такого служения в эти трудные дни означает быть глупцом или безумцем». С самого начала Божьего призыва к служению Иеремия прекрасно осознавал последствия такой жизни. Он будет противостоять всему народу. Каждому человеку из народа. «Я знал, как велико будет их упрямство и жестокость. Как же тогда я добровольно мог пожелать такой опасной жизни для себя и броситься в море страданий и горя?» Тем самым Иеремия показывает чистоту своих помыслов и желаний относительно пророческого служения. Но если кто-либо начнет утверждать, что в истории было немало самозванцев, которые, руководствуясь своими глупыми фантазиями, подвергали себя опасности и страданиям. Все эти последствия они не могли предвидеть. Но пророк показывает нам, что он прекрасно понимал последствия своего служения и знал о них с самого начала своего призвания. Он знал, как жесток и несправедлив израильский народ. Также не следует забывать, что Иеремия должен был исполнять Божье повеление и полностью отречься от своеволия в своей жизни и служении. Многие стремятся заполучить пасторское служение, не осознавая всех трудностей, сопряженных с ним. Едва ли один человек из ста полностью понимает все опасности и тяготы пасторского служения. Поэтому многие приступают к исполнению пасторских обязанностей, не осознавая всей его необходимости и важности. Впоследствии они понимают, хоть и поздно, что по глупости своей желали того, о чем не имели ни малейшего представления. Некоторые считают, что имеют достаточно навыков и опыта. Они предвкушают великие достижения в будущем, основываясь на своих предполагаемых способностях, образовании и проницательности. Но вскоре они понимают, что не могут достичь желанных результатов даже в начале своего служения. Другие, видя свою неспособность справиться с возложенными на них обязательствами, приступают к жесткому правлению в церкви, как если бы они были предназначены для борьбы со своей паствой. Есть еще определенная группа людей. Это те, кто служит в церкви не как пастырь, но как наемник. В глазах этого мира служители Божьи представляют собой жалкое и неприятное зрелище. Ведь они обязаны плыть против греховного течения этого мира. Они неугодны людям, но угодны Богу. Если они будут угождать грешникам, тогда они не смогут угождать Богу. Все очень просто. Но наемники, у которых нет истинного понимания религии, и которые изменяют Божьему Слову, все же стремятся заполучить место Божьего служителя. Почему? Какие мотивы движут ими? Потому что они знают, как угождать людям. В таком случае они будут обходить все острые углы Божьего учения, стараясь никого не обидеть. Но этот подход в служении полностью противоречит пророческому призванию. Посему служителю следует рассмотреть свои мотивы, которые движут им в его служении. Если он желает служить ради людей и их духовного блага, тогда он может называться истинным служителем Божьего Слова.

Иеремия говорит: «Я не спешил». Почему? «Если бы я руководствовался неразумным рвением к служению пророка, тогда я был бы безумцем. Ведь пророк Божий должен противостоять не одному человеку, но целому народу!» Иеремия предупреждает нас о борьбе, которая ожидает всех истинных пасторов. Он называет это «днем печали». Ибо если они будут угождать людям, то не смогут быть настоящими служителями Бога. По этой причине Иеремия призывает Бога во свидетели: «Ты это знаешь». Глупые и недалекие люди утверждают, что желают служить только Богу, и не пытаются поспешно приступать к своим обязанностям. Но пророк Иеремия рассматривает себя во свете Божьего присутствия. Для него важна Божья оценка, а не человеческое одобрение. Он довольствуется Божьим благоволением.

Далее Иеремия произносит следующие слова: «Что вышло из уст моих, открыто пред лицем Твоим». Иеремия показывает, что он не занимается пустословием. Он не произносит свои собственные слова и измышления. Иеремия провозглашает только Божьи Слова. Он прекрасно понимает свою ответственность пред Богом за каждое произнесенное слово. Это прекрасный урок для нас. Нам следует быть не только призванными Богом к Его служению, но и верно провозглашать то послание, которое Он дал нам.

«Не будь страшен для меня, Ты – надежда моя в день бедствия. Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением» (Иер. 17:17,18).

Иеремия, призвав Бога в качестве главного Свидетеля своей верности, молится Ему как Защитнику и Благодетелю. Тем самым он снова подтверждает, что именно Бог помогает ему в жизни и служении. Иеремия взывает: «Не будь страшен для меня». Другими словами, он говорит: «Да не будет мне страшно, когда я буду продолжать Твое дело». Под словом «страх» Иеремия подразумевает страх, который сковывает всего человека, его тело, мысли и действия. Для пророков было бы совершенно неприемлемым отказываться от дальнейшего служения Господу, ибо сам Господь Бог руководил ими посредством Святого Духа. Ведь Господь укрепляет их с самого начала их пророческой деятельности. Посему никто из служителей не может сам отказаться от обязанностей верного учителя церкви. Это компетенция Бога. Ведь только Бог призывает на служение тех, кого Он выбрал, посылает их туда, куда Он желает, и помогает им во всем. Вот почему Иеремия говорит: «Не будь страшен для меня». Это значит: «Не будь, Господи, причиной моего страха. Не убирай от меня твердой уверенности в Твоей поддержке и помощи, когда я буду подвергаем насмешкам и поруганию со стороны грешников». Почему? Потому что «Ты – надежда моя» (у Кальвина: «Ты – защита моя». – Прим. пер.), или «моя защита» – на иврите данное слово имеет два этих значения. «Ты моя защита» (Мне больше нравится этот перевод, сделанный Кальвином). Это значит следующее. «Я выбрал Тебя своим Защитником. Ты, Господи, — щит мой и спасение мое. Поскольку я признаю Тебя своим Защитником, не оставь меня посреди опасностей, ибо я Твой служитель, который пребывает под защитой Твоих крыл». Далее Иеремия говорит: «Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжен; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен». Как мы уже отметили, пророк Иеремия противостоял не одному или двум грешникам, но целому народу. Вероятней всего, в народе израильском существовало множество различных группировок, ибо, когда он осуждал алчность и любостяжание, сразу же определенная часть людей, которая жила за счет воровства и барышей, восставала против него. Когда Иеремия указывал на грех похоти, тогда восставала иная часть грешников. Когда он осуждал пьянство и невоздержание, поднималась совершенно новая волна протестов и преследования. Мы можем увидеть, какое большое количество греховных людей преследовало Иеремию. Вот почему он так ревностно молился Господу: «Пусть постыдятся гонители мои». Своими действиями эти люди демонстрировали, что являются Божьими врагами. Возможно, у Иеремии не было личной неприязни к этим людям, но он исполнял в отношении них Божье повеление. Поскольку Иеремия знал, что эти люди – враги Бога, он просил Господа покарать их. Мы можем отметить то, о чем уже вкратце упоминалось ранее. Пророк Иеремия руководствовался в своем служении не только святым и богоугодным рвением, но и мудростью Святого Духа. Это очень важный момент. Ведь среди нас есть много людей, которые стремятся подражать святому неистовству Иеремии, но на практике их действия проявляются в неблагочестивом насилии. Это насилие не имеет ничего общего с благочестивым рвением Божьего пророка. Нам необходимо осознать, куда нас направляет Святой Дух, и быть очень осмотрительными в этом отношении. Ведь в своем неуместном рвении мы можем проклясть избранных Богом людей. Нам следует всегда быть на страже плотских чувствований и желаний. Мы должны опасаться проявлений неуместного рвения и неистовства. Ведь нам очень трудно сочетать в себе искреннее рвение и требуемые Богом трезвость и умеренность. В нашем рвении практически всегда присутствует элемент смятения. Однако нам следует помнить, что настоящие пророки произносили в своих пророчествах только Божьи Слова – Слова, которые им давал провещать Святой Дух. Они никогда не приписывали слова Бога себе. Пророки были очень сдержанными и собранными в своем служении. Их очень трудно обвинить в превышении полномочий.

Пророк Иеремия прекрасно знал, что он провозглашает Божье возмездие нечестивцам. Но мы не имеем права говорить, кто из народа Божьего избран, а кто нет. Будем же проверять свои чувства и рвение, дабы они не были излишне пламенными. Ведь мы слишком часто ошибаемся. В данном случае нам следует повторять слова Божьего пророка Иеремии: «Наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением». Но если мы будем бездумно произносить эти слова по отношению ко всем, к кому пожелаем, тогда мы можем проклясть настоящих Божьих детей. Поэтому давайте будем очень внимательными и осторожными. Нам следует помнить, что сам Господь указывал Иеремии на нечестивых людей, которым тот должен был сказать о грядущем пламени Божьего суда.


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Комментарии (1)

 

  1. Eugene:

    Прочел. Прочтенным удовлетворен.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: