Жан Кальвин. Многообразие функций Божьего вечного Закона

24
Февраль
2009

Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Гал. 3:19, 20

В прошлый раз мы установили, что Закон появился после того, как Бог пообещал оказывать милость дому Авраамову. Господь дал обещание безвозмездной благодати. Иудеям, дабы спастись, следовало всецело полагаться на данное обетование, осознавая, что Бог милостиво дарует им Искупителя, чрез Коего они получат отпущение своих грехов. На основании этого положения апостол Павел делает вывод, что Закон (данный после обетования) не отменяет сего обетования, которое было дано Богом и подтверждено Им. Однако в данном случае можно было бы с легкостью предположить, что Закон был добавлен для утверждения обетования, как если бы оно было слабым само по себе, в отрыве от Закона. Можно подумать, что апостол придерживается данной линии аргументации в послании к Евреям, где он говорит, цитируя пророка Иеремию, о дарованном Богом новом Законе — Евангелии. Далее Павел объясняет, что Закон, данный чрез Моисея, был несовершенен и недостаточен для спасения (Евреям 8:7). Казалось бы, данное утверждение можно применить как к Закону, так и к обетованию. В таком случае обетование нуждается в заключительной отделке, как если бы оно было несовершенно с самого начала. А если так, то не кажется ли нам, что Закон излишен? Но было бы глупо предположить, что Бог предоставил нам это учение без какой-то определенной цели!

Посему, если мы не желаем ошибочно предположить, что евангельское обетование недостаточно и лишь частично полезно для спасения, нам необходимо исследовать действие Закона и узнать, до каких пределов распространяется его действие. Павел утверждает, что Бог, даруя нам Свой Закон, не намеревался таким образом обеспечить нас средствами оправдания или спасения. Закон был дан, как говорит апостол, «по причине преступлений». Закон не был создан с той лишь целью, чтобы держать нас в «ежовых рукавицах» из-за существования зла и порока в нашем мире. Ибо у нас есть множество обычных законов, изданных для наказания преступлений здесь, на земле. Если бы мы были подобны Ангелам без пятна и порока, имеющим совершенное самообладание, тогда мы не нуждались бы в правилах и ограничениях. Но почему же у нас столько законов и постановлений? По причине человеческой греховности. Человек постоянно преисполнен зла, и потому он нуждается в «лекарстве». Если бы все мы были здоровыми, нам не требовалось бы целительное снадобье. Однако человеческая невоздержанность указывает на то, что в этом мире болезнь греха будет всегда, а посему следует искать лекарство для исцеления от нее. Существование великого множества гражданских законов свидетельствует о нашей греховной и развращенной природе. Именно по этой причине мы нуждаемся в ограничениях, в обуздании наших страстей. Но Павел рассматривает не только эту функцию Закона — он обращает внимание и на другие его грани. Он утверждает, что Бог дал свой Закон с той целью, чтобы показать человеческую греховность. И это доказывает, таким образом, что Закон не является средством спасения! Ибо не может из одного источника проистекать горячая и холодная вода! Если в источнике сладкая вода, не следует искать в нем горькую воду. И, подобно этому, если родник источает горькую или соленую воду, то сладкую нам необходимо искать в другом месте. Это относится и к Закону.

По какой же тогда причине был дан Закон? Дабы люди полностью убедились в своем греховном состоянии пред Богом и осознали, что их лицемерие, самообольщение, желание укрыться за стенами самооправдания и другие грехи, подобные этим, — тщетны и бесполезны. В 4 главе послания к Римлянам, 15 стих, Павел утверждает, что мы не можем оправдаться Законом, так как он лишь навлекает на нас Божий гнев (ведь Закон ссылается на Божье отмщение). В определенном смысле можно утверждать, что из Закона исходит как жизнь, так и смерть. Ибо Закон осуждает всех нас и приговаривает к смерти, показывая, до какой степени мы отвратительны в Божьих глазах. Как же глупо посему стремиться к оправданию простым исполнением Закона! Кроме того, в 7 главе послания к Римлянам, в 8 стихе, Павел говорит, что Закон фактически становится причиной распространения греха! Мы подвержены осуждению даже тогда, когда не слышали Закона. Как написано: «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут» (Рим. 2:12). Другими словами, язычники, хоть и не имеют Закона, который им следует исполнять, все же обладают внутренним голосом совести, действующим в них как судья. Таким образом люди достойны осуждения даже прежде, чем они предстанут пред восседающим на судейском престоле Богом, чтобы дать Ему отчет за свою жизнь. Но поразительно то, что люди, продолжающие согрешать против Бога и оскорблять Его, уверены в своей праведности! Ибо мы настолько подвержены самообольщению, что, даже погрязнув в топи греха и порока, наша совесть не выкажет ни капли стыда без действия Божьего Закона. Мы так и будем пребывать в состоянии отупения и бесчувственности, ощущая при этом свободу совершать все греховные деяния, какие пожелаем. Но как только мы слышим Закон, сразу же осознаем свой грех и вынуждены смириться пред Богом (ибо в противном случае будем скрежетать зубами от боли и бессилия, став врагами Бога!). Бог отрезвляет нас посредством Закона и приводит к осознанию нашего плачевного состояния. Это подобно тому, как если бы шел по улице некий человек, и лицо его было бы измазано грязью. Окружающие хохочут над ним, а он никак не может взять в толк почему! И если кто-то подаст ему зеркало, тогда он, взглянув на свое отражение, устыдится и умчится прочь от людей, дабы умыться. Он поступит таким образом, лишь когда узнает о том, как отвратительно выглядит! Или, например, человек имеет некий физический недостаток, делающий его столь уродливым, что люди боятся даже взглянуть на него. И человек никогда не узнает об этом, пока не посмотрит на свое отражение в зеркале! Это относится и к нам. Несмотря на то что мы преисполнены зла и порока до такой степени, что небо и земля стыдятся взглянуть на нас, а Бог предначертал для нас ужасающий конец, мы продолжаем пребывать в безмятежности! Почему? Потому что мы не осознаем свой грех. Мы до такой степени ослеплены собственным лицемерием, что не в состоянии определить угрозу. Но Закон указывает нам на наше состояние и навлекает на нас Божье осуждение. Закон учит нас, что мы будем осуждены, если не исполним определенные требования Бога. Что же это за требования? Они не говорят, что нам нужно только удерживаться от определенных действий и следить за тем, куда мы направляем свои стопы, что делаем своими руками, видим глазами и слышим ушами. Нет! Нам следует целиком и полностью хранить себя в чистоте и категорически воздерживаться от каких бы то ни было греховных желаний. Мы должны поддерживать целостность своей человеческой природы, прилагая максимальные усилия, чтобы все наши чувствования, мысли и желания были полностью устремлены к Богу и в совершенстве подчинены Ему. Ничто в этом мире не должно отвратить нас от этого пути. Но разве можем мы где-нибудь найти такого целостного и совершенного человека?

Сейчас Бог восседает на Своем престоле как Судья. Он огласил Свой приговор в отношении человечества. Мы осуждены по причине своих преступлений, мы – преступники Божьего Закона. И это действительно так. Таково плачевное состояние рода человеческого. Вот почему апостол Павел говорит в рассматриваемом нами отрывке, что Закон был дан «по причине преступлений». Однако у Закона есть и другие функции. Например, одна из основных причин, почему нам необходим Закон, — это то, что он учит нас поклоняться Богу правильным образом. Закон говорит, что каждый из нас должен почитать Господа, повинуясь Ему, а не жить в соответствии со своими собственными законами! Закон помогает нам различать добро и зло. Каким должно быть «разумное служение», которого заслуживает Бог? Не означает ли это подчинить себя Его воле, как говорит Павел в 12 главе послания к Римлянам, 1 стих? Не является ли это превосходнейшей функцией Закона — показать нам, как мы можем угодить Богу, и какие правила нам следует для этого исполнять, вместо того чтобы совершать бесполезные действия, будучи убежденными в правильности своего служения Богу, хотя на самом деле оно правильным не является? Но когда Павел говорит о Законе, данном «по причине преступлений», он не стремится предоставить список функций Закона и плодов, им производимых. Как мы уже сказали, Закон наставляет нас и учит различению добра и зла. Он побуждает нас, посредством разнообразных стимулов, целиком посвятить себя Богу. Таким образом, Павел, ссылаясь на Закон в контексте рассматриваемого отрывка, доказывает, что Закон очень важен. И в то же время он не является средством оправдания. Он служит для разрушения наших тщетных представлений о себе и показывает наше греховное естество, достигая при этом двух целей: во-первых, убеждает нас в наших грехах, и во-вторых – оставляет нас без оправдания. Мы очень быстро начинаем осознавать реальность бездонной пропасти, ожидающей нас. Вот почему был дан Закон. Он был добавлен к обетованию не потому, что последнее было бездейственным без него, неспособным предоставить спасение без поддержки из другого источника. Вовсе нет, говорит Павел! Закон был добавлен к обетованию, чтобы мы могли понять, что Божье осуждение по отношению к нам является полностью справедливым. Закон не позволяет нам легко избавиться от беспокойных и неискренних мыслей, чтобы наше отчаяние в результате привело нас к надежде на Господне обетование.

Если же мы будем возражать, утверждая, что обетование способно сделать это и без Закона, то на это есть очень простой ответ. Хотя Бог и явил Себя в качестве Спасителя и показал нам, что мы будем осуждены, если Он не смилуется над нами, однако мы не сможем ответить Ему подобающим образом, если только Он Сам не смирит нас. Посредством Своего обетования Бог призывает нас к Себе с нежной любовью Отца. Этого вполне достаточно, чтобы мы осознали свои грехи и начали их ненавидеть. Однако, пребывая в своих грехах, мы не испытываем неудобства, если только Бог не заставит нас увидеть грехи во всем их безобразии. И после того как Бог дал это обетование человеку, нам следовало стенать под гнетом своих грехов и искать прибежища в благодати Господа Иисуса Христа. Но мы этого не делали, пока Бог не сокрушил нас мощными ударами жезла Своего Закона! Не показывает ли это нашу порочность – ведь мы злоупотребляем Божьей добротой к нам, время от времени пользуемся ею, преувеличивая свои достоинства? Когда это необходимо, Он жестко наказывает нас, показывает, кем мы являемся на самом деле, и предупреждает нас, дабы мы могли получить милость, прибегнув к Нему. Употребленное здесь выражение «дан после» показывают, что Павел обвиняет нас в пренебрежении Божьей благостью, явленной в Господнем нежном и мягком призыве. Фактически мы провоцируем Бога использовать силу для нашего смирения. Когда наша воля будет подчинена силою, только тогда мы будем искать Его благодати в Господе Иисусе Христе.

Далее в этом месте Павел говорит, что Закон дан «до времени пришествия семени, к которому относится обетование». Слово «закон» в данном отрывке подразумевает церемониальный закон, хотя мы можем включить в это понятие все качества, обстоятельства и детали совокупности Закона в целом. Если мы будем использовать термин «закон» только в отношении Декалога, тогда все, о чем здесь говорит Павел, становится полностью неприемлемым! Ибо даже в наши дни Закон имеет значение и влияние, в том смысле что является нашим правилом жизни. Он являет нам Божью волю, удерживая нас от духовного бродяжничества, от бесцельного скитания с места на место, ибо указывает на путь, по которому нам следует идти. Закон показывает нам, где добро, и где зло. Поэтому он не ограничен временем и пребудет до скончания века. Для нас очень важно понять ход мыслей апостола Павла, осознать, что в данном отрывке он говорит именно об обетованиях, проклятиях и обрядах закона. С одной стороны, нам обещано, что если мы повинуемся постановлениям и законам Божьим, то их «исполняя, человек будет жить» (Левит 18:5). Мы уже рассмотрели этот вопрос. Далее присутствует грозное предостережение: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:26). Закон, как мы уже узнали, обещает спасение только тем, кто прожил всю жизнь, будучи «без пятна и порока». Никто из людей не смог достичь такого состояния безгрешности, и потому данное обещание Закона к нам применить невозможно. Это первое утверждение. Если вы возразите, что в таком случае Бог просто издевательски насмехается над людьми, я отвечу: вовсе нет! Проблема в том, что мы преисполнены горделивости и надменности, будучи уверены, что в состоянии заработать спасение собственными силами. Посему Бог как бы говорит: «Если ты действительно такой благочестивый человек, каким себя считаешь, тогда докажи это Мне. Я даровал тебе Свой Закон и дам награду в случае выполнения тобой всех Моих заповедей. Служа Мне, ты не будешь разочарован. Я обещаю тебе вечную жизнь, но прежде ты должен выполнить свои обязательства. Поэтому приступай к работе!» И если человек попытается полностью исполнить Закон, прилагая все свои силы, вскоре он обнаружит у себя те слабости, о которых даже и не догадывался. Таким образом, данные в Законе обетования невозможно применить к нам. Однако не следует и преуменьшать их роль, ведь они служат другой цели.

Проклятия Закона непреложны. Слова этого текста осуждают всех нас: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!» Мы обязаны исполнить все слова Закона без исключения. Не должно быть ни одного нарушенного нами правила. Ни одного! Если мы считаем, что можем уделить служению Богу лишь часть своего времени, то мы жестоко ошибаемся. Он не разделяет Свои заповеди по такому принципу. Он желает, чтобы целомудренный человек также воздерживался от грабежа, воровства, насилия, мошенничества и всех остальных грехов. Эти предупреждения относятся ко всем нам без исключения, и Павел прекрасно это понимал.

Что касается обрядов, то они служат для того, чтобы подчеркнуть наше падшее состояние. Мы уже рассматривали слова Павла в послании к Колоссянам, 2 глава, 14 стих. Он описывает их как обряды, созданные для нашего укрепления и поддержки. Если человек берет в долг определенную сумму денег, то он лично обязуется возвратить эти деньги. И этого будет достаточно. Однако если человек берет ипотечный кредит, то он обязан под страхом наказания выплатить в назначенный срок всю сумму, особенно если это затрагивает общественные интересы. Тем самым его кредитное бремя становится несравненно больше. То же можно сказать и об обрядах. Закон достаточен для осуждения всего человечества, ибо все согрешили. Но все же Бог, видя гордость, глубоко укорененную в наших сердцах, добавил к нему обряды, дабы мы имели еще больше торжественных обязательств перед Ним. Но Павел говорит, что все это должно было действовать «до времени пришествия семени». Другими словами, Закон не имеет силы над людьми, уповающими на Господа Иисуса Христа. Даже вернее было бы сказать, что Закон приводит их к вере. Они находят во Христе все то, чего нет в Законе. Таким образом, когда Бог, осуждая человечество, действует жестко, то Он делает это исключительно ради нашего спасения. Божье осуждение является очевидным доказательством Его исключительного благоволения к нам! Но как такое может быть? Ранее я упоминал, и наш опыт свидетельствует об этом, что мы постоянно злоупотребляли бы Его милостью к нам и использовали бы ее для своих целей, если бы Божий Закон пребывал в бездействии. Посему Богу необходимо было пленить нас и действовать как Судья, чтобы мы услышали ужасающий приговор и трепетали в отчаянии. И ожидать мы можем лишь вечной смерти. Этот судебный приговор подтвержден и ратифицирован Божьим Законом. Однако все это совершается с целью нашего смирения, дабы мы могли искренне придти к Господу Иисусу Христу с истинным рвением. Наша совесть, испытав такие муки и терзания, научится целиком полагаться на Христа. Вот почему Закон действовал «до времени пришествия семени».

В таком случае правомерно будет задать вопрос: каким же образом спасались наши предшественники во времена Ветхого Завета? Ответ следующий: несмотря на то что Закон и царствовал до времени пришествия Христа и требовал исполнения обрядовой стороны, наши праотцы, дабы получить спасение, должны были полагаться на обещанную милость (хотя Христос еще и не пришел). Давайте остановимся на этом подробнее. Мы установили следующее: Закон не отменил обетование и не был дан для утверждения обетования, как если бы его одного для нашего спасения было недостаточно. Скорее, Закон был дан по причине человеческой гордости и высокомерия, дабы мы могли смиренно искать милости, предложенной нам в Господе Иисусе Христе, и таким образом чрез Него получили Божье прощение, которым бы и наслаждались.

В рассматриваемом нами отрывке Павел говорит, что Закон «преподан чрез Ангелов, рукою посредника». Апостол подтверждает истинность Закона и указывает на то, что нам необходимо относиться к нему со всем почтением. Однако нам следует применять Закон лишь в установленном Богом порядке! Чтобы доказать свою мысль, Павел говорит об ангелах, показывая, что у Бога было множество свидетелей, подтвердивших авторитетность Закона. Они показали, как нужно принимать Закон и ценить его. Но в данном отрывке Павел основное внимание уделяет Посреднику, т. е. Господу Иисусу Христу. Многие считали, что Павел говорил о Моисее, так как последний действительно был посредником между Богом и людьми. Однако в данном случае такое толкование не представляется верным! Ведь Павел сначала говорит об ангелах, а затем о Посреднике, Который является их главою и занимает положение верховного владыки. Такие термины невозможно применить к Моисею! В данном отрывке апостол показывает, что между Законом и Евангелием нет расхождений относительно обетования безвозмездного дара спасения. Повторяя эту истину, Павел говорит об Иисусе Христе, тем самым объясняя, что Закон был преподан Его рукою и под Его руководством. Слово «рука» в Святом Писании часто означает силу. В данном случае оно употреблено для проведения контраста между ангелами и Самим Христом. Павел упоминает об ангелах, поскольку их присутствие было свидетельством для людей, дабы они безоговорочно приняли Закон. Ангелы являются свидетелями Божьего величия, они отражают Его славу. Это действительно так. Но Посредник несравнимо более велик, чем ангелы! Слово «рука» указывает на Его руководство и обладание суверенной властью. Христос — главная фигура в установлении Закона. Это не должно казаться странным. Ведь ангел, представ пред Моисеем, сказал: «Я Бог» (Исход 3:6). И несмотря на это Он назван ангелом! Это означает, что Он был Божьим посланником. Но далее Он говорит: «Я Господь Бог, Я Есмь Сущий». Ни к одному из творений невозможно применить подобные слова (включая ангелов), которые, подобно нам, созданы из ничего! Ангел, посмевший назвать себя так (а ведь этот титул принадлежит исключительно Богу), стал бы откровенным богохульником. Таким образом, нам следует признать, что этот ангел был не кем иным, как Господом Иисусом Христом. Он исполнял роль Посредника еще в ветхозаветные времена. Павел подтверждает эту мысль в 1-м послании к Коринфянам 10:9. Он говорит о мятежном Израиле, вызвавшем Божий гнев своим ропотом и безумными похотями. По словам апостола, иудеи искушали Самого Христа, Который вел их по пустыне. По этой причине для меня не составляет труда поверить, что Иисус Христос был Посредником во времена Ветхого Завета. Он действовал разнообразными способами, примиряя людей с Богом Отцом. Вот почему в послании к Евреям Павел пишет, что Иисус Христос – один и тот же «вчера, сегодня и вовеки веков», и поэтому мы должны держаться за Него, не увлекаясь «чуждыми учениями» (Евреям 13:8). Следовательно, Павел учит, что Иисус Христос был Посредником между Богом и людьми, дабы бедные грешники, размышляющие о Божьем осуждении и пребывающие в удрученном состоянии, получили облегчение. Теперь мы можем ликовать, ибо Бог даровал нам Посредника, чрез которого мы можем получить милость Господню. Кроме того, Иисус Христос является Посредником и в другом смысле. Бог Отец всегда общался с человечеством чрез Него. Ибо между нами и Богом лежит огромная пропасть, мы настолько отчуждены от Него, что не в состоянии к Нему приблизиться. Бог может общаться с нами только чрез Посредника. Не об этом ли говорится в книге Бытие 28:12? Иаков увидел лестницу, на вершине которой восседал на престоле Бог во всей Своей славе. Ангелы поднимались по лестнице и спускались. Нет сомнений – в этом видении Иакову было показано, что мы будем пребывать вне Божьего Царства до тех пор, пока не будут найдены средства для примирения неба и земли. Другими словами, Господь Иисус Христос, «Бог, явившийся во плоти» –Господь неба и земли. Но несмотря на Свое высокое положение Он принял человеческую природу, стал человеком, стал подобен нам во всем, кроме греха. Несмотря на Свою совершенную природу Господь взял на Себя наши немощи и болезни. Вот каким образом Закон был дан рукою Господа Иисуса Христа. Следовательно, нет противоречий между Законом и Евангелием, ибо Христос неизменен и отречься Себя не может.

Теперь давайте обратим внимание на следующее утверждение Павла. Он говорит, что «Посредник при одном не бывает, а Бог один». Павел подразумевает, что Господь Иисус Христос явился, дабы примирить небо и землю. Об этом говорится в послании к Колоссянам, 1 глава (и в Галатам 1:20). По мнению некоторых толкователей, в этом тексте говорится о том, что Христос обладает более чем одной природой. Другие утверждают, что если Христос является Посредником для всего человечества, тогда между Законом и Евангелием не может быть противоречий. Однако Павел ясно говорит, что Христос собрал иудеев и язычников воедино! Он как бы говорит: «Да, Иисус Христос выступил в роли Посредника, когда был дан Закон, дабы Бог мог смирить людей чрез Него. Благодаря этому деянию Христа они смогут получить Его милость. Однако необходимо отметить, что хотя Он уже был Посредником при передаче Закона Израилю, этим Его посредническое служение не ограничивается. Его посредничество намного обширней. Ведь Он должен был возвратить Богу отвергнутых Им язычников. Хотя Бог на определенное время предпочел остальному миру наследников Авраама, все же в конце времен Он соделал нас, «некогда чуждых», причастниками спасения. Теперь язычники могут быть одним целым с Божьим народом». Павел называет Иисуса Христа «наш Мир», ибо Он примирил с Богом как приближенных к Богу (иудеев), так и не знавших Его (язычников) (Ефесянам 2:17). Мы стали частью Его Церкви благодаря пришествию Христа. Разделенные между собою огромным расстоянием теперь объединились не только с Богом, но и друг с другом.

Теперь нам понятно учение Павла в данном отрывке. Но для получения ощутимой пользы от рассмотренного материала нам необходимо усвоить один особенный урок, который основывается на следующем факте: Бог дал людям Закон чрез ангелов. Это значит, что сии ангелы будут свидетельствовать против нас в том случае, если мы начнем отрицать и игнорировать Закон, или попирать его, как это было ранее. Таким образом, у ангелов будет право просить Бога наказать и подавить наш нечестивый мятеж. То, что Бог избрал ангелов быть Ему помощниками при даровании Израилю Закона, не было простой забавой с Его стороны. Он сделал это, чтобы мы почтительно относились к Закону. Да, мы не в состоянии исполнить Закон во всей полноте. Но если мы будем обращать внимание лишь на это, то впадем в отчаяние, оставаясь все так же приговоренными к вечной смерти. Если же Бог милостиво показал нам Свою волю и даровал способность к различию добра и зла, тогда нам просто необходимо «склонить выи наши под Божьим ярмом», смиренно подчиняясь Ему. Это во-первых. А во-вторых, Закон предназначен для пробуждения нашей совести. Ведь зачастую мы находимся в «холодном», сонном и бездейственном состоянии. Мы не хотим приходить к Богу по своему собственному желанию. Таким образом, Закон заставляет нас исследовать себя. Кстати говоря, для собственного назидания весьма полезно запомнить все Божьи заповеди и повторять их утром и вечером.

Посему будем следить за собою, так как ангелы наблюдают за нами. Будучи Божьими слугами, которые передали Закон людям, они не допустят, чтобы мы относились к нему с пренебрежением или считали его ненужным для нас. Более того, Закон осуждает нас, и мы примем это осуждение в присутствии ангелов, независимо от того какие у нас были заслуги перед людьми. Если даже весь мир станет на нашу сторону, в глазах Бога это не будет иметь никакого значения. С какой же целью тогда Бог избрал Своих ангелов для помощи в передаче Закона? Прежде всего, чтобы научить нас стыдиться своей греховности, осознанно подчиняться Ему и искать спасения в Господе Иисусе Христе.

Поскольку Господь Иисус Христос является Посредником Закона, мы можем быть уверены, что, пребывая в тихой гавани Его благодати, мы более не находимся под проклятием Закона, и грех больше не владычествует над нами. Будем помнить слова Павла, записанные в 1-м послании Коринфянам 15:56: «Сила греха — закон». Закон оттачивает меч греха и делает оставленные им раны смертельными. Поэтому если мы не утешаемся словами уверения Божьего, то, несомненно, будем парализованы страхом, не имея уверенности в спасении вопреки всем обетованиям нашего Господа Иисуса Христа. Мы будем постоянно сравнивать эти истины и сомневаться в них (ведь кажется, что они противоречат друг другу): «Закон исходит от Бога? Несомненно! Но ведь Бог осуждает нас посредством Закона! Хотя Бог и послал Своего Сына для исцеления человечества, похоже, у нас нет возможности избежать Божьего наказания!» Эти мысли будут терзать нас постоянно. Однако если мы понимаем, что Господь Иисус Христос был Посредником, Который установил Закон в ветхозаветные времена и Который в новозаветные времена является нашим Ходатаем, тогда нам станет совершенно ясно, что Он способен простить нас. Таким образом, нам не следует считать себя навеки погибшими. Да, Бог провозгласил Свое проклятие над родом человеческим, и мы были терзаемы муками от осознания этого. И на первый взгляд казалось, что наше зло неискоренимо. И все же мы знаем, что наш Господь Иисус Христос способен исполнить обе Свои роли: во-первых, научить на смирению посредством ужасающих мыслей, и во-вторых – уверить нас в спасении. И когда мы падаем на этом пути, единственный способ подняться – это признать, что Христос, будучи в ветхозаветные времена Посредником Закона, продолжает исполнять Свое служение и в новозаветную эпоху. Многие из нас могут подтвердить это примерами из собственного опыта.

В заключение давайте отметим для себя, что Христос не является Посредником для одного народа. Он Посредник для всего мира, ведь все мы – Божьи творения. Грех Адама стал причиной нашего отчуждения от Бога, но Господь Иисус пришел, чтобы примирить земное и небесное (Колоссянам 1:20). Нам не следует сомневаться в том, что Бог принимает нас сегодня как наследников Его обетования. Ведь Он рассматривает нас в качестве духовных детей Авраама. И хотя наше время разительно отличается от времен церемониального закона, в котором присутствовала тема разделения между народами, это не должно воспрепятствовать нам приходить к Божьему престолу с дерзновением. Почему так происходит? Потому что «Бог един». На нашей земле живут эллины и иудеи, а также множество других народов, которые говорят на разных языках, имеют свои представления о морали, свое мировоззрение. И каждый человек полон противоречий, подвержен изменениям и не имеет твердого основания веры. Но несмотря на все это давайте будем учиться взирать с верою на Бога, ибо Он един. Он даровал нам Свой Закон и Евангелие. Не будем думать, что они противоречат друг другу. На самом деле они пребывают в полной гармонии. Давайте будем пользоваться этими данными Богом средствами, ведь благодаря им мы можем прийти к Господу Иисусу Христу. Как же мы можем это сделать? Только отвергнувши свою гордость, прочувствовав отвращение к самим себе и увидев весь ужас своего положения, осознав, что являемся духовно мертвыми. Только тогда мы придем к Иисусу Христу, имея полную уверенность, что Бог Отец примет нас, так как мы шли к Нему правильным путем. Почему? Потому что Он един. Даруя нам Свой Закон, Он не намеревался преуменьшить авторитетность обетования, предшествовавшего Закону. Когда Бог щедро излил Свою благодать в Евангелии, это не произошло по причине негодности и бесполезности Закона, ведь Закон является нашим правилом для жизни. Закон учит нас, что избежать гнева и проклятия можно только благодаря Семени, обещанному в начале времен. Наше спасение – в Его деснице, и уже ничто нам не угрожает. Это обещанное Семя — наш Господь Иисус Христос. Он – Источник всякого духовного благословения.

Давайте преклонимся пред величием нашего Бога, исповедуясь Ему во грехах. Будем просить Господа увеличить нашу способность осознать свою греховность, чтобы мы испытали огромное отвращение к своим грехам. Будем исповедывать грехи не только устами, но и сердцами. Пусть сердца наши пребывают в полном повиновении Божьему Святому Слову. Да утешает нас Его благодать, явленная нам в Господе Иисусе Христе. Пусть Дух Его Святой продолжает преобразовывать нас. Если мы преисполнены ропота и мятежных мыслей, пусть Он смиряет нас и делает кроткими, желающими с готовностью исполнять Его Святую волю и посвятить себя Ему целиком. Мы молим обо всем этом во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

www.reformedsermonarchives.com


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Комментарии (2)

 

  1. Eugene:

    Великий Кальвин открывает мне глаза.

  2. Спасибо за переводы проповедей Кальвина!
    Всегда жду новых проповедей.

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: