Жан Кальвин «ЛЕКЦИЯ СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ»

23
Февраль
2009

ИЕРЕМИЯ 31:37

Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь. 

 

И еще раз пророк Иеремия утверждает, используя новое сравнение, что Бог не может полностью забыть о Своем завете; Он вновь соберет Свой народ. Пленение могло казаться безвозвратной гибелью еврейского народа, но в таком случае истина Божья была бы уничтожена. Если бы завет был аннулирован, у народа появилось бы право жаловаться на то, что его обманули. Но мы знаем, что хотя завет и был заключен с условием, он основывался не на людской верности. О Боге же сказано, что Он не лжет, несмотря на то что все иудеи были вероломны (Римлянам 3:3,4). Здесь пророк учит нас, что хотя Бог и наказывал народ за грехи и говорил, что накажет их в будущем (даже город их будет разрушен), Он проявит к ним милость после того, как они будут очищены.

Пророк уже сказал, что завет, заключенный Богом с детьми Авраама, не мог быть нарушен, как не могли быть нарушены законы природы. Теперь же он говорит, что если можно было бы измерить небо и исследовать основания земли, т. е. проникнуть к самому центру земли, тогда и Бог мог бы отвергнуть племя (семя) Израилево. Он говорит о таких невероятных вещах для того, чтобы мы знали: Бог, в конце концов, примирится со Своим народом после того, как они будут справедливо наказаны. Но это обетование не могло служить утешением для лицемеров, потому что Бог имеет в виду не всё семя Авраамово; Он провозглашает, что не допустит гибели всего семени Авраамова. Согласно тому, что говорит Исаия, спасется только остаток: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, [было] столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Исаия 10:22). Таким образом, Бог здесь не обещает проявить милость ко всем. Он утверждает, что останутся лишь некоторые, чтобы имя Его народа было бессмертным. Другими словами, Он обещает спасение Церкви, но число спасенных будет небольшим. Теперь мы ясно видим цель пророка: он, несомненно, хотел утешить верных, которые могли отчаяться, оказавшись в плену в далекой стране, утративши надежду на возвращение. Пророк свидетельствует, что для Бога очень важно сохранение Его верного народа, и потому Он соберет рассеянное семя Авраамово.

Но не следует забывать о том, что я сказал чуть раньше: это обетование относилось лишь к избранным, ибо только они могли принять милость от Бога. Что же касается неверующих, которые упорствовали во зле, Бог мог их полностью уничтожить, спасая при этом благодатный остаток.

Нет необходимости сейчас обсуждать, насколько возможно исследовать центр земли; ученые высказывают вполне вероятные предположения относительно размеров земли и небес. Пророк же, опираясь на общеизвестные истины, хотел подчеркнуть: как непостижимы глубины земли и дали небес, так же необозрима и неизменна будет милость Божья к детям Авраама.

Иеремия продолжает: «За все то, что они делали». То есть хотя они и заслуживали вечной смерти сотни раз, Бог не забудет о Своем завете и Своей милости. Пророк намеренно напоминает о грехах народа. Он хочет, чтобы мы знали: милость Божья настолько велика, что даже всё содеянное зло не помешает Ему простить Свой народ. Вот почему здесь сказано: «За все то, что они делали».


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: