Amber Necklace   tea cups with lids

Глава IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СИСТЕМЫ

27
Ноябрь
2008

Исследуя кальвинистские взгляды, невольно поражаешься сбалансированности доктрин, в которые верит кальвинист.

 
 

Причины сбалансированности системы кальвинизма

Для многих богословских направлений бывает характерно предпочтение одной истины в ущерб многим другим. Так, методист старого поколения делал акцент на обращение, баптисты на крещение, милленарий наших дней уповает на второе пришествие Христа, а современный религиозный либерал — на социальную помощь. Кальвинист признает, что все упомянутые вопросы — важные элементы христианской религии, но он не настаивает на чем-либо одном в ущерб другому. На то есть совершенно определенная причина. Когда вы принимаете за основное начало религии какое-либо событие, скажем, обращение или крещение, либо оправдание верой, касающееся лишь спасения человека, должное равновесие в вашем богословии утрачивается. Но когда вы делаете, подобно кальвинисту, средоточием веры великую мысль о Боге как о Вседержителе, все становится на свои места и обретает свою долю значимости.

Но есть и другая причина, по которой кальвинист обладает способностью сохранять нужное равновесие. Бесспорно, что кальвинист не колеблясь включает в свои богословские верования логически противоположные, с виду противоречащие друг другу парадоксальные идеи. Кальвинист имеет репутацию мыслителя, сильного своей логикой. Тем не менее, поскольку он видит в Библии главнейшую опору, он не колеблясь вводит в свою систему идеи, трудно согласуемые с разумом, идеи, кажущиеся логически противоположными до тех пор, пока Библия дает ему право так поступать.

 
 

Примеры сбалансированности

Этот момент чрезвычайно важен.
Он удерживает кальвиниста от одностороннего экстремизма. Для иллюстрации приведем несколько примеров. Возьмем предопределение и ответственность человека, как будто логически противостоящие друг другу. Жан Кальвин и его последователи чистосердечно верят в абсолютное предопределение. Но нигде вы не найдете, чтобы ответственность человека подчеркивалась более энергично, нежели в работах Кальвина и среди кальвинистов. Если бы вы спросили кальвиниста: «Но как вы примирите эти два понятия?», — он бы ответил: «В этом нет необходимости! Бог примиряет их, и мне этого достаточно». Хотя он может до известной степени пролить свет на эту гармонию, но по сути речь идет о тайне, и он оставит все как есть.

Или возьмем две другие противоположности: учение об избранности Богом, основанное на воле Божьей, и завет благодати, обращенный к ответственности человека, к его воле. Хотя решение этой проблемы сопряжено с трудностями, нам не найти иной Церкви, которая бы поддерживала то и другое более ревностно, чем кальвинисты.

А теперь поразмыслим о вещах, кажущихся противоположными по их действию на человека, а именно — о грехе и благодати. Нет такой системы, которая бы ставила грешного человека так низко, как это делает кальвинизм со своим учением о всеобщей греховности. Но никто не ставит христианина на более высокий пьедестал и не спрашивает с него больше, чем тот же кальвинист.

Можно упомянуть о вечном споре относительно духа и материи. Материалист всегда стремится низвести дух до уровня материи. Пантеист-идеалист считает, что материю порождает дух. Кальвинист, не колеблясь, признает дуализм материи и духа. Он утверждает, что это отдельные субстанции, сотворенные тем же Богом, но отличные друг от друга так же, как они отличаются от Бога-Творца.

Другое очевидное противоречие состоит в уходе от мира и культуры. Если мирянин не видит проку в уходе от мира, то иные христиане на этом настаивают, не понимая, что их призвание — участвовать в культурном развитии мира, их долг оказывать влияние на общество. Кальвинизм занимает здесь взвешенную, сбалансированную позицию, поддерживая и то, и другое, как и требует Библия.

Наконец обратим внимание на контраст между интеллектуализмом и мистицизмом. Люди зачастую в своей религиозной жизни склонны либо к одностороннему интеллектуализму, либо к эмоциональному восприятию. Воздавая Кальвину и его последователям похвалы, одни провозглашали их интеллектуалами, другие мистиками, а третьи — волюнтаристами, поскольку кальвинисты подчеркивали значение воли в религии. Несомненно однако, что кальвинисты достигли гармонии в своей религиозной системе, во всех ее аспектах. Нет нужды отмечать, что кальвинисты не всегда строго соблюдали требования кальвинизма. Временами они впадали в крайности, односторонне подчеркивая значение разума, воли или эмоций. При этом они отходили от кальвинизма, предполагающего их гармоническое сочетание.

Исторически кальвинизм показал себя системой с огромным потенциалом. Поэтому он мог, двигаясь как бы «по касательной», охватить эти противоположности, вообще говоря, с трудом интегрируемые в систему. Это дало ему возможность удержаться от крайних, радикальных позиций и сохранить должное равновесие.


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: