Amber Necklace   tea cups with lids

Глава II. МЕСТО БИБЛИИ В СИСТЕМЕ ИДЕЙ И ЖИЗНИ КАЛЬВИНИСТА

27
Ноябрь
2008

Если признание верховной роли Бога — ключевая мысль в системе кальвинизма, то совершенно естественно, что кальвинист желает видеть все вещи так, как Бог желает, чтобы он их видел, и стремится выполнить Божью волю во всем. Исходя из этого обстоятельства, легко уяснить, какое место занимает Библия в системе идей и жизни кальвиниста. Он делает Слово Божье каноном, то есть законом своей жизни. Это — закон веры, направляющий его разум, и практика, определяющая его повседневные обязанности.

 
 

Первым и изначальным откровением Бога была природа

Бог дал нам две книги, два откровения о Себе: книгу природы и Книгу Священного Писания. Хотя эти откровения неравноценны, и мы сейчас убедимся в этом, признание природы и Писания как откровения Божия является важным началом кальвинизма. Одни полагают, что только природа является книгой Бога, игнорируя в этом качестве Библию, другие бросаются в противоположную крайность и не считают природу Божьим откровением. Кальвинист принимает и то и другое. Некоторые, подобно римским католикам и квакерам, склонны дополнять Библию еще и специальными откровениями, церковными установлениями, папской энцикликой или чем-либо еще, что, как предполагается, может быть воспринято христианином в качестве откровения.

Под книгой природы кальвинист понимает нечто большее, чем просто естественные плоды творения Божия, будь то минералы, флора, фауна или люди. Эти естественные объекты не только сотворены Богом, но Он также направляет их движение в истории. Поэтому история — как естественная, так и человеческая — открывает нам много истин о Боге и являет Его указующий перст. Говоря о природе и истории, мы включаем в этот круг человека. Псалмопевец сказал однажды: «Я дивно устроен» (Пс.138:14). Сам человек, образ и подобие Бога, может многое поведать о Нем.

Книга природы повествует нам не только о самих естественных предметах и их истории, это — Книга Божья. В ней кальвинист видит развернутую перед ним мысль Божью, свидетельство о воле и совершенстве Бога. Он почитает своим долгом вчитываться в эту книгу природы, изучать ее и, следуя Богу, размышлять о Божиих откровениях. Все это крайне необходимо, ибо замысел Божий не сведен в какую-то абстрактную систему, но воплощен в природе. Бог желает, чтобы Его творение постигало эти мысли, обнаруживало их единство и гармонию, их сущностную природу и назначение. Отсюда видно, насколько широким взглядом на жизнь должен обладать кальвинист. Он видит свой долг в исследовании всего процесса жизни и должен развить эти скрытые идеи, свести их для себя в гармоническое, ясное целое и найти им применение во Имя Божие. Но, поскольку Бог даровал ему для постижения книгу природы, кальвинист должен выработать миро- и жизневидение. Природа и вся жизнь в целом становятся тем священным полем, где он должен служить Богу.

 
 

Вторым откровением Бога стала Библия

У Бога есть и другая Книга — Библия. Первоначально существовала только одна книга, одно откровение Бога, а именно — природа. И в грядущем мире будет также существовать только одна книга — новая природа, где человек будет видеть Бога и Его открытую человеку волю. Адам ведал, и человек, после искупления, будет ведать Божью волю, ясно запечатленную в его душе и окружающей природе, и потому не будет нуждаться в специальном откровении Библии.

Этим объясняется существование второй книги, Библии, или Книги высшего откровения, которым мы ныне располагаем. Священная книга стала необходимой из-за грехопадения. Когда человек согрешил, и он, и его природа изменились, человеческий разум помрачился, и люди больше не могли видеть вещи такими, какие они есть. Исказился и облик природы, на что указывает рассуждение в Книге Бытия о «терниях и волчцах». Природа сегодня все еще зеркало, отражающее благодать Божию, но из-за греха она стала как бы кривым зеркалом. Кривое зеркало, конечно, показывает вещи искаженными, весьма отличными от тех, каковыми они на самом деле являются. Как же человек, с его затуманенным разумом и искаженной природой, может адекватно познать Бога и Вселенную, открыть свою истинную природу и цель своего существования? Вот три главных вопроса, лежащие в основе всего человеческого мировоззрения.

Как человеку при таких условиях обрести правильный взгляд на эти проблемы? Единственное решение заключается в том, что Бог дает ему другую Книгу, Библию, где со всей ясностью открывает единственно верную истину об этих предметах и Святым Духом освещает помраченный человеческий разум таким образом, что человек в состоянии понять ее.

Здесь мы видим, как соотносятся между собой книга природы и Библия. В качестве Божия откровения Библия не находится на одном уровне с природой, но, скорее, исправляет ложные впечатления, складывающиеся под влиянием искаженной природы. Она дает нам истинный взгляд на Бога и Вселенную, чему природа не дает необходимого разъяснения. Как учит Кальвин, мы должны смотреть на природу через призму Библии. Библия в конце концов становится главной основой для всего воззрения христианина на жизнь, ибо, чтобы правильно истолковать природу и окружающую жизнь, ему нужно библейское видение.

Однако Библия делает нечто большее, чем просто истолковывает природу, — она открывает грешнику путь к спасению. Это важное знание природа не может дать нам по той простой причине, что она была создана прежде, чем Господь открыл грешникам путь ко спасению. Как, каким образом природа могла бы рассказать нам об этом? И все же, спасение человека — центральная тема Библии, неразрывно связанная с запечатленной в Книге книг картиной Вселенной и человеческой жизни.

Было бы ошибкой видеть в Библии учебник по различным наукам. В основу ее положен иной замысел. Исследователь собирает факты в различных областях науки — естествознании, истории, психологии, в прикладных дисциплинах. Но когда он приходит к истолковыванию и соотнесению этих фактов, распространению истины одной конкретной науки на весь объем знаний, тогда он нуждается в том универсальном, едином подходе, который может дать только Писание. Не обращаясь к Библии, мы не в силах составить верное представление о Боге, Вселенной, человеке или истории.

Поэтому Священная Книга, кроме наставления
на
путь спасения, вооружает нас принципами, которыми мы должны руководствоваться во всем, включая мысли и нравственное поведение. Не только наука и искусство, но и вся наша повседневная жизнь, наши деловые отношения, наши социальные и политические проблемы должны рассматриваться и решаться в свете истин Писания.

Это справедливо и для философии. Можно предположить, что, поскольку философия является наукой об основах бытия, то и христианская философия должна была бы в конечном счете опираться на разум и пытаться объяснить все свои проблемы на чисто рационалистической основе,
не принимая свидетельство Библии за окончательное. Но даже здесь кальвинист прежде всего начинает с основополагающих истин Священного Писания. Собственно говоря, его философия зиждется на Откровении. В то время как все философские системы начинаются с допущений или гипотез, христианин отправляется в путь, вооруженный истинами Откровения Божия как своими исходными предпосылками. Метод кальвинизма не есть обоснование Библии философией, но обоснование христианской философии Библией.

Основы веры и жизни как они запечатлены в Библии, равно как правда о Спасении, представлены нам в конкретных исторических формах и обусловлены тем, что Библия повествует о реальной истории людей и народов. Отсюда естественно следует, что не все, о чем рассказывает Библия, в равной мере применимо к нашей жизни. Иные описанные в ней события противоречат тем нормам, на которые мы ориентируемся. Скажем, когда Авессалом недостойно ведет себя перец своим отцом Давидом. Другие разделы Писания содержат установления, привязанные к конкретной ситуации или историческому периоду и не имеющие универсального значения. Кальвин обращает наше внимание на
то
обстоятельство, что ряд Моисеевых гражданских законов установлен вовсе не для сегодняшнего дня:
они
имели только конкретно-историческое значение. Однако Библия содержит и основополагающие правила жизни, свод начал, в свете которых она дает определенное видение истории, ее фактов, и согласно которым
мы
должны строить свою жизнь. Эти вечные начала записаны не только в Новом, но и в Ветхом Завете.

 
 

Библия для кальвиниста — закон, определяющий образ его мыслей и действий

Кальвинист почитает авторитет Библии за абсолютный. Он не ищет в Библии добрых советов, чтобы своевольно следовать им, когда они его устраивают, и пренебрегать ими в противном случае. Библия для него — абсолютный закон, перед которым он неизменно склоняется. Всем своим авторитетом она наставляет, во что верить и что делать. Она исполнена силы повеления. Эту позицию Кальвин отстаивал особенно настойчиво. Если Библия призывает нас к чему-либо, остается только одно — повиноваться.

Причина такого отношения к Библии, несомненно, кроется в убеждении, что она есть Слово Божье. Коль скоро Бог открывает нам Свою волю — надлежит повиноваться Ему. Для кальвиниста — в отличие от либерала — Библия отнюдь не личностное истолкование религии и жизни ее гениальными авторами. В трудах евангелистов кальвинист видел непогрешимую руку Бога. Когда он размышлял о том, как люди записывали Библию, его не покидала мысль, что они были вдохновлены свыше, а не направлялись механически, то есть Бог использовал людей со всеми их талантами и внушал им писать так, как Он Сам замыслил это. Посему в Библии были увековечены Его помыслы. И когда кальвинист размышлял над ее содержанием, он говорил себе, что Господь внушил это содержание Своим Божественным Словом и Духом. А когда он размышлял о цели, которую имел в виду Бог, побуждая этих людей писать, то говорил, что то было чистое вдохновение, данное свыше, вдохновение, которое вело их к включению в Книгу всего предназначенного Богом.

Возникает важный вопрос: откуда кальвинист знает, что Библия — Слово Божье? На чем основывается его убежденность? Это очень важный вопрос, и он будет рассмотрен в следующей главе, посвященной месту веры в теологии кальвинизма.


Данный материал предназначен исключительно для предварительного личного ознакомления посетителей этого сайта. Любое коммерческое и иное его использование запрещено.

Реформатский взгляд

Оставить комментарий

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: